Русские народные музыкальные инструменты

«РУССКИЕ

НАРОДНЫЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ»

ЦЕЛЬ

:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ, ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОКАМ,
СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ.
ЗАДАЧИ :
-ОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ; НАЙТИ СВЕДЕНИЯ О РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ И ДЕТСКОЙ
МУЛЬТИПЛИКАЦИИ;
- ЗАКРЕПЛЯТЬ НАВЫКИ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ (ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ);
- ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ СЛУШАЯ РУССКУЮ
НАРОДНУЮ МУЗЫКУ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ ИМЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, НА
КАКИХ ИНСТРУМЕНТАХ ОНА ИСПОЛНЯЕТСЯ, РАЗЛИЧАЛИ ИХ ЗВУЧАНИЕ.
НАПРИМЕР, ЧАСТУШКИ, ТАКИЕ ВЕСЁЛЫЕ И ПОНЯТНЫЕ ДЕТЯМ, ЧАЩЕ ВСЕГО
ИСПОЛНЯЮТСЯ ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ГАРМОШКИ ИЛИ БАЛАЛАЙКИ.

Знакомство с литературой.
Из большой энциклопедии мы
узнали, музыкальные инструменты это
– инструменты, которые звучат в
разном ритме при воздействии на них.
Каждый музыкальный инструмент
обладает особым тембром звучания, а
также своими выразительными
возможностями и определённым
диапазоном звуков.
Из книги «РАССКАЗЫ О РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ» мы узнали, что каждый инструмент имеет свою
историю, по особенному выглядит и по-своему звучит.
На свете очень много музыкальных инструментов, которые бытуют в
народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры
народных инструментов. Человек должен был научиться
определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их
последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла
музыка.

Инструменты отличаются звукоизвлечением:
ударные, свистящие, язычковые, струнные,
духовые.
- Раньше всех появились ударные инструменты
- конечно, самые простые.

Бубны, колокольчики, трещотки, ложки
-Затем — духовые:
дудки, свистки, свирели.
Позднее всех появились струнные
балалайка, домра, гусли

* Мы отгадывали загадки о музыкальных
инструментах и читали сказки « Как звонят
колокола», «Барабан для зайчонка» и другие;
* Посмотрели видеофильм о русских народных
инструментах;
* Играли в музыкально-дидактические игры
* Организовали выставку русских народных
музыкальных инструментов
*

РАСКРАШИВАЛИ И МАСТЕРИЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИЗ БУМАГИ;

ОРГАНИЗОВАЛИ ВЫСТАВКУ РУССКИХ НАРОДНЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ;

ИГРАЛИ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:

-Слушали русскую народную музыку в
исполнении оркестра народных
инструментов:
«Полянка», «Коробейники», «Камаринская»

-Смотрели слайды с музыкальными
инструментами:
Балалайка, домра, гусли, ложки, трещотка,
бубен, колокол, рожок.

Балалайка.

Считается, что балалайка получает распространение с конца
XVII века.
Представляла собой «длинный двухструнный
инструмент, имела корпус около 27 см и шириной
примерно 18 см и шейку (гриф), по крайней мере,
в четыре раза более длинную» Балалайка используется как
сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый
инструмент.
Само название инструмента, типично народное,
передающее характер игры на нём. Корень слов
«балалайка», или, как её ещё называли,
«балабайка», давно привлекал внимание
исследователей родством с такими русскими
словами, как балакать, балабонить, балаболить,
балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь
ничтожном, болтать. К каким инструментам
относится балалайка – к струнным, к ударным или
к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему?
(у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Домра – это очень старинный
музыкальный инструмент.
На домрах играли музыканты скоморохи. Под игру домры рассказывали
былины.
Некоторые ученые считают, что уже
очень давно у музыкантов были разные
домры: от самой маленькой – она
называлась очень смешно. Называлась
она «домришка». До самой большой под
названием «домра басистая». Как вы
думаете - какой звук был у маленькой
домры (высокий), а у домры басистой?
(низкий) Первые сведения о бытовании у
древних русов музыкального
инструмента танбуровидного типа
принадлежат перу арабских
путешественников IX -X столетий.

Гусли.
Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на
гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда
произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше –
давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их
поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».
А в сказках часто гусли
называют «звончатыми».
Почему? Какие еще
музыкальные инструменты
можно назвать этим
красивым словом –
«звончатые» (например,
звончатые колокола).
Кто же играет на гуслях?
Гусляр.

Бубен известен восточным славянам с древнейших
времён. Особенно широко они применялись в ратном деле
и у скоморохов. В прежние времена бубном называли
ударные инструменты, на которых натянута кожа.
Возможно, когда в русских летописях встречается
название "бубен", под этим следует разуметь инструмент,
который позже стал называться "барабаном".
Особенно широко они
применялись в ратном деле
и
у скоморохов.

Ложки.С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные
инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в
качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения
пения или пляски. Использование этих инструментов родственно
хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах
мира с древности.

.

Время возникновения
на Руси ложек как
музыкального
инструмента пока не
установлено. Первые
довольно подробные
сведения о них
свидетельствуют о
широком
распространении их
среди крестьян.

Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении
величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение
величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля,
насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки
украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Использование трещёток в
свадебном обряде
позволяет предположить,
что в прошлом этот
инструмент кроме
музыкальной, выполнял
ещё и мистическую
функцию оберегания
молодых от злых духов. В
ряде деревень до сих пор
жива не только традиция
игры, но и традиция
изготовления трещёток.
Кто же играет на
трещётке? Трещёточник.

Кричит без языка, поет без
горла,
Радует и бедует, а сердце
не чует. (Колокол)

Что нужно сделать, чтобы
получить музыкальный звук?
Ударить в колокол! Значит,
это ударный инструмент.
Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык
как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже
сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу.
Получается красивый звук.
А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка?
Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу
колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой –
«колотушкой».
Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Рожок. Какой инструмент –
рожок: духовой, струнный или
ударный? Конечно же, духовой.
Почему? В него дуют, чтобы
получился звук.
Из чего можно сделать рожок? Из
березы, клена, можжевельника.
Раньше их делали из двух
половинок и скрепляли берестой.
А сейчас появились токарные
станки, и рожки делают сразу же
целиком. Звук рожка очень
пронзительный, сильный.
На рожке играют наигрыши.
Наигрыши бывают разные –
плясовые,
песенные,
сигнальные. На рожках раньше
играли пастухи. А это значит, что
звуком рожка пастух собирал
стадо, охранял его).

Вывод:
Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать
и понимать народные традиции. Раскрывая истоки
создания народных инструментов, развивая
эмоционально-целостное отношение к жизни через
произведения музыкального фольклора, мы учимся
понимать, уважать и не разрушать культурное
наследие наших предков.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».