«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ЦЕЛЬ : ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ, ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОКАМ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ. ЗАДАЧИ : -ОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ; НАЙТИ СВЕДЕНИЯ О РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ И ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ; - ЗАКРЕПЛЯТЬ НАВЫКИ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ); - ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ СЛУШАЯ РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ ИМЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, НА КАКИХ ИНСТРУМЕНТАХ ОНА ИСПОЛНЯЕТСЯ, РАЗЛИЧАЛИ ИХ ЗВУЧАНИЕ. НАПРИМЕР, ЧАСТУШКИ, ТАКИЕ ВЕСЁЛЫЕ И ПОНЯТНЫЕ ДЕТЯМ, ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛНЯЮТСЯ ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ГАРМОШКИ ИЛИ БАЛАЛАЙКИ. Знакомство с литературой. Из большой энциклопедии мы узнали, музыкальные инструменты это – инструменты, которые звучат в разном ритме при воздействии на них. Каждый музыкальный инструмент обладает особым тембром звучания, а также своими выразительными возможностями и определённым диапазоном звуков. Из книги «РАССКАЗЫ О РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» мы узнали, что каждый инструмент имеет свою историю, по особенному выглядит и по-своему звучит. На свете очень много музыкальных инструментов, которые бытуют в народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов. Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. Инструменты отличаются звукоизвлечением: ударные, свистящие, язычковые, струнные, духовые. - Раньше всех появились ударные инструменты - конечно, самые простые. Бубны, колокольчики, трещотки, ложки -Затем — духовые: дудки, свистки, свирели. Позднее всех появились струнные балалайка, домра, гусли * Мы отгадывали загадки о музыкальных инструментах и читали сказки « Как звонят колокола», «Барабан для зайчонка» и другие; * Посмотрели видеофильм о русских народных инструментах; * Играли в музыкально-дидактические игры * Организовали выставку русских народных музыкальных инструментов * РАСКРАШИВАЛИ И МАСТЕРИЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИЗ БУМАГИ; ОРГАНИЗОВАЛИ ВЫСТАВКУ РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ; ИГРАЛИ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: -Слушали русскую народную музыку в исполнении оркестра народных инструментов: «Полянка», «Коробейники», «Камаринская» -Смотрели слайды с музыкальными инструментами: Балалайка, домра, гусли, ложки, трещотка, бубен, колокол, рожок. Балалайка. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около 27 см и шириной примерно 18 см и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Само название инструмента, типично народное, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию). Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. На домрах играли музыканты скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно. Называлась она «домришка». До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете - какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий) Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий. Гусли. Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше – давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола). Кто же играет на гуслях? Гусляр. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном". Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Ложки.С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. . Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещёток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещёток. Кто же играет на трещётке? Трещёточник. Кричит без языка, поет без горла, Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол) Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент. Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой». Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок. Рожок. Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. На рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его). Вывод: Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, мы учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)