проект матрёшка 2 гр.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13 «Журавушка» Невьянского городского округа

Проект
в первой младшей группе
Тема:

«Матрешка»

Составили: Ларюшкина Е.А.
Артамонова Н.С.
воспитатели I младшей группы
«Сказка»

г. Невьянск 2018

Проект в первой младшей группе
Тема «Матрешка»

Вид проекта: информационный, практико – игровой, художественный групповой
Тип проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Сроки проекта: 3 недели
Участники: дети, воспитатели и родители группы «Сказка»
Возраст участников: 2– 3 года
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.

Актуальность темы:
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка.
Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный
отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному
развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач
развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Игрушка –
Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша.
Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания,
формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. С
помощью матрешки можно изучать простейшие математические понятия – понятия
«больше», «меньше», понятие «величина», построение ряда по величине; порядковый и
количественный счет. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем –
подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды
художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок
и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие
занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш
будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал,
увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для
детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с
народной игрушкой.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка
девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание
яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо
целенаправленно использовать ее в детском саду.
Цель проекта: Воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как
средству развития интеллекта, речи, творческую фантазию детей, их самостоятельность и
позитивного отношения к окружающему миру
Идея проекта: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов
народных
игрушек
через
знакомство
детей
с
матрёшкой.
Задачи проекта:
- приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству;
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно
рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой
ритм, форма);
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке,
действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;
- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;
- развивать продуктивную деятельность и творческие способности;
- обогащать эмоциональную сферу;
- познакомить с народной игрушкой «Матрёшкой»; с содержанием игр с
матрешками, возможностью
использования их в разных видах детской
деятельности
- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую
моторику рук;
Гипотеза: Предложим, что игрушка матрешка не просто забава, она развивает детей.
Предполагаемый результат: Заинтересованность детей русской народной игрушкой
«Матрешкой», проявление их познавательной активности. Приобретение детьми навыков
пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой. Повышение уровня
удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках
личностно – ориентированного подхода. Любознательность, активность. Занятие

продуктивной деятельностью в свободное время в уголке творчества; способность
находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через
предметы народного творчества (на примере матрешки).
Структура проекта
Содержание:
1. Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Разрезные
картинки», «Залатай платочек», «Подбери сарафанчик», «Угадай на ощупь»,
«Наряди матрёшку»
2. Знакомство с матрешкой через игровую деятельность.
3. Занятие по развитию математических представлений «Мы матрешек посчитаем».
4. Занятие по познавательному развитию «Две Матрены, три Матрешечки и еще
Матрешечка».
5. Разучивание танца «Мы матрешки, вот такие крошки».
6. Музыкальное занятие «Мы – матрешечки…»
7. Занятие по продуктивной деятельности «Знакомство с народной культурой и
традициями. Матрешка» (декоративная аппликация), «Раскрасавица матрешка»
(интегрированное).
Формы организации детей:
- продуктивная деятельность;
- музыкальное занятие;
- занятие по познавательному развитию;
- работа в уголке творчества;
- беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;
- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек и
потешек;
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
- игра как основной вид деятельности;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- метод эстетического убеждения и эстетического выбора («убеждения красотой»),
направленный на формирование эстетического вкуса;
- словесные;
- подражание, диалог, беседы по картинкам, отгадывание загадок, чтение
художественных произведений;
- дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;
- общение и совместная деятельность взрослых и детей;
- метод двигательной активности (подвижные игры, физкультминутки,
пальчиковые гимнастики и динамические паузы);
- слушание музыкальных фольклорных произведений.

Этапы работы над проектом
1. Разработка проекта (подготовительный этап).
Деятельность детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки;
знакомство с матрешкой через игровую деятельность.
Деятельность педагога. Беседа и наблюдение за детьми, составление
перспективного плана по реализации проекта, изучение литературы, новых методик и
технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами; оформление
выставки народных промыслов по теме «Матрешки», оценка собственных возможностей и
ресурсов в решении проблемы.
2. Развитие мотивации.
Деятельность детей. Осознание и личностное восприятие народной игрушки
матрешки.
Деятельность педагога. Подготовка предложений по усилению мотивации на
выполнение проекта.
3. Организация предметно – познавательного пространства
Деятельность детей. Музыкальная и художественно – изобразительная деятельность;
прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек; беседы,
чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке.
Деятельность педагога. Подбор книг для чтения; организация познавательной,
музыкальной и художественно –изобразительной деятельности; организация
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
4. Контроль и оценка деятельности.
Деятельность детей. Разучивание стихов, потешек, песен, предоставление продуктов
деятельности: работ, выполненных по тематике проекта, совместная деятельность с
педагогами ДОО.
Деятельность педагога. Разработка конспектов занятий, организация выставки
детского творчества, создание презентаций к тематическим занятиям и беседам,
мониторинг.
5. Заключительный этап
Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов, определение
дальнейших перспектив:
- анализ и оформление результатов проектной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект №1
Занятие «Раскрасавица - матрешка» (интегрированное занятие)
Цель: приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству,
традициям.
Задачи:
- познакомить детей с народной деревянной игрушкой – матрешкой;
- формировать интерес и любовь к народному творчеству;
- создавать эмоционально положительный настрой;
- знакомить с малыми фольклорными формами;
- прививать эстетический вкус;
- закреплять навыки работы с красками;
Ход занятия
1.Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла игрушка, но она спряталась. Если
вы отгадаете про нее загадку, то она появится.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрешка).
Правильно, это матрешка.
2. Беседа педагога. Введение в тему.
Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали
русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем
Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так
появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку.
Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И
на сарафане и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие
красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих
сестер берет с собой. А где же они? ( Воспитатель раскладывает матрешку). Ребята,
кто хочет рассказать о матрешке? (2-3 ребенка рассказывают о матрешке).
Молодцы!
Воспитатель:

Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдем плясать и петь
Вам за нами не успеть.
Матрешки и вас приглашают поплясать.
Танец «Мы матрешки…..».
Мы матрешки, вот такие крошки\2раза
А у нас, а у нас чистые ладошки\2раза
Мы матрешки, вот такие крошки\2раза
А у нас, а у нас новые сапожки\2 раза
Мы матрешки, вот такие крошки\2 раза
А у нас, а у нас красные платочки\2 раза
Мы матрешки, вот такие крошки\2 раза
Побежали, побежали, все мы по дорожке\2 раза

Воспитатель: Ребята, к нам пришли еще гости. Посмотрите, кто это? (воспитатель
показывает картинки с изображением матрешек). Но они почему- то очень грустные.
Почему же они грустные, кто догадался? (у матрешек не украшены фартуки). Что же
делать, как помочь? (дети предлагают украсить фартуки). Ребята рассаживайтесь за
столы (дети фломастером рисуют узоры на фартуках матрешек).
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у матрешек фартуки получились.
Матрешки мне шепнули на ушко, что они очень довольны и рады и говорят вам
большое спасибо.
Итог (рефлексия): А сейчас, ребята, скажите, с кем вы сегодня познакомились?
Правильно, с игрушкой матрешкой. Мы с вами узнали, почему у нее такое имя,
составили рассказ о ней. Ребята, матрешкам стало весело, им очень понравились
фартучки. У каждого получился свой узор. Матрешкам очень понравилось у нас в
гостях.
А сейчас, мы с вами отправимся в группу. Поедем мы с вами на лошадках. Крепко
взялись за поводья.
Еду, еду на лошадке
На лошадке, в красной шапке.
По кочкам, по кочкам
Скок, скок
На одной ножке
Цок, цок, цок
И поехали.
Конспект №2 «Матрешка» (декоративная аппликация)
Задачи:
- закреплять знания детей о матрешке, ее свойствах и элементах декора;
- продолжать учить украшать плоскостную заготовку матрешки цветочками разных
цветов;
- воспитывать любовь к своей стране, родному народу, его традициям;
- обогащать речь детей словами: русский народный костюм, сарафан, платок;
Ход занятия:
1. Вводное слово педагога. Организационный момент.
Педагог. Сегодня я приглашаю вас в гости, а вот к кому – сами догадайтесь.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка! (Матрешка)
Правильно, это матрешка. А вот и она сама!
2. Беседа педагога.
Педагог обращается к матрешке и беседует с детьми от ее имени.
Педагог. Здравствуй, матрешка!
Матрешка.
Я - матрешка!
Я – кругляшка!
Улыбаюсь я всегда,
И ребята мне – друзья!
Деревянной родилась
И на славу удалась!
Щечки пухленькие,
Сама кругленькая,
А на голове платок,

Словно солнечный цветок! (К. Липатова)
Педагог. Матрешка родилась давным-давно в России. Мы с вами тоже живем в
России. В России живет много мастеров. Они то и сделали матрешку. Матрешка
изготовлена из дерева. Посмотрите, как красиво матрешку украсили мастера. Они
надели ее в сарафан и платок.
Педагог. Во что одета матрешка? (сарафан). А что на голове у матрешки? (платок).
Молодцы! Правильно!
Педагог. Где же твои подружки, матрешка? Я никого не вижу. А вы ребята, не
знаете, где спрятались подружки матрешки? (В матрешке). Точно. Нужно
матрешку открыть и подружек достать.
(Педагог раскрывает матрешку и ставит на стол матрешек поменьше).
Педагог. Как много у тебя подружек! Как все матрешки похожи будто сестры.
Посмотрите, ребята, все они одеты в сарафаны. Все сарафаны украшены
цветочками, листочками. Очень красивая игрушка. Ребята, давайте станцуем для
матрешек. Встанем в круг, руки на пояс. (Дети танцуют под муз. Ю. Солонова
«Мы веселые матрешки»).
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки
Молодцы, ребята! А хотите стать мастерами-умельцами, украсить матрешку, а
потом подарить своей маме? Тогда подходите к столам, там вас ждут заготовки
матрешек.
Практическая часть.
Педагог. У каждого из вас есть матрешка. У меня на доске тоже есть матрешка.
Мы с вами видели, что у всех матрешек сарафаны украшены цветочками и
листочками. Мы тоже сейчас украсим сарафаны наших матрешек. Посмотрите, у
каждого из вас в коробочке лежат кружочки разного размера и разных цветов.
- Я беру самый большой кружок и кладу его на нижнюю часть сарафана о
середине.
- Теперь я беру маленький кружок и кладу на большой.
- У меня осталось еще два кружка. Посмотрите, я кладу их по бокам от большого
кружка.
- Теперь надо приклеить наши кружки.
Чтобы вам не было скучно, я включу музыку. Если у кого-то не получается я
помогу. Кто уже закончил работу, я раздам еще кружочки; можете сделать
матрешке бусы и сережки.
Педагог. Итак, наши матрешки готовы. Давайте сначала уберем свои рабочие
места.
Итог (рефлексия)
Педагог. Теперь каждый из вас берет матрешку и подходит ко мне. Мы поставим
их в большой хоровод. Какой замечательный хоровод получился! Какие все
матрешки нарядные! Как красиво все ребята украсили сарафаны у матрешек.
Давайте и сами теперь встанем в хоровод.
Танцуют под «Веселый хоровод» (муз. С. Железнова и Е. Железновой).
Педагог читает стихотворение К. Липатовой.
Ах, матрешечка – матрешка,
Аленький платочек,

Сарафан в цветочек!
Мы тебя украсили,
Мы тебя раскрасили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Педагог. Вы настоящие мастера. Все матрешки очень красивы. Вы сделали
замечательные подарки для своих мам!
Конспект №3 «Мы матрешек посчитаем» (формирование элементарных
математических представлений)
Задачи:
- продолжать знакомить детей с русской матрешкой;
- упражнять в счете и сравнении количества предметов;
- закреплять знания о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник) и цветах
(желтый, зеленый, синий, красный);
- упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначить результаты
сравнения словами;
- совершенствовать умение определять положение предмета, используя предлоги: на, в, за,
перед, под;
- учить рисовать ватными палочками;
- развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Ход занятия.
1. Водное слово педагога. Организационный момент.
Педагог раздает детям тканевые мешочки, предлагает внимательно
рассмотреть и потрогать их руками.
Педагог. Ребята перед вами чудесные мешочки. Всем очень хочется узнать, с чем
сейчас начнем играть.
2. Дидактические игры и упражнения.
Задание на счет
Педагог. Ребята, развяжите мешочки и посмотрите, что же в нутрии. (Матрешка).
Какие они? (Красивые). Посчитайте, сколько матрешек в мешочке. (Много
матрешек).
Любят матрешки хороводы водить. Поставьте матрешек в ряд друг за другом.
Дети выполняют задание.
Педагог. А теперь постройте матрешек парами. Пара – это сколько? (Это две).
Верно, пара – это значит два. В нашем случае – две матрешки. Все матрешки стали
парами? (ответы детей). Сколько осталось без пары?(Одна).Сколько пар
получилось?(Две).
Задание на закрепление знаний о геометрических фигурах.
Педагог. Положите перед собой круг и расставьте матрешки по краям круга.
Дети расставляют матрешек по краям круга.
Педагог. Теперь возьмите в руки квадрат, положите его перед собой и расставьте
матрешек по углам квадрата: по одной матрешке в каждый угол.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько матрешек заняли места в углах квадрата?(Четыре матрешки).
Сколько углов у квадрата? Уберите квадрат и положите перед собой треугольник.
Дети выполняют задание.
Педагог. Расставьте матрешки по углам треугольника.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько всего матрешек вместили углы треугольника? Сколько углов у
треугольника?

Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Педагог. Были у наших матрешек фотографии их подружек, да порвались.
Помогите собрать целую картину из частей.
Дети составляют картинки с изображением матрешек из 3-4 частей.
Физкультминутка, зрительная гимнастика на различение цветов ( по мотивам
стихотворения Э. Медведевой «Матрешка»). Выполняется в положении стоя.
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у
этой матрешки. Поднимите платочек вверх и помашите матрешке.
У меня матрешка есть
Новая игрушка,
В синем сарафанчике
Славная толстушка
Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у
этой матрешки.
У меня матрешка есть
Новая игрушка
В красном сарафанчике
Славная толстушка.
Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у
этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх.
Дидактическая игра «Путешествие матрешки» (счет, сравнение, ориентировка
в пространстве).
Педагог. Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? (река,
мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами). Вот сюда- то и отправятся наши
матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и
рассмотреть как следует. Возьмите матрешку и поставьте ее перед мостом.
Дети выполняют задание.
Педагог. Дальше матрешки решили перейти на другой берег. Поставьте матрешку
на мост.
Дети ставят матрешку на мост.
Педагог. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте
матрешку за мостиком.
Дети ставят матрешку за мост.
Педагог. Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте
матрешку под елочку.
Дети ставят матрешку под елочку.
Педагог. Рядом с елочкой что растет? (Куст с ягодами). Посмотрела матрешка на
елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик?
(Елочка высокая, кустик низкий). А вокруг красота! Сколько елочек? (Одна). А
сколько цветов? (Много). Сколько кустов? (Один). А сколько ягод на кустике?
(много). Пора звать подружек. Матрешки – сестрички, идите все сюда. Поставьте
матрешек на травку.
Педагог. Решили матрешки сесть на лодочки и поплыть по реке. Посадите
матрешек на лодочки.
Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село на лодочку? (Пять). Вот
и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на
свои места.
3. Практическая часть.

Педагог. А сейчас мы украсим платочки матрешек с помощью ватных палочек.
Показывает способы рисования ватными палочками. Дети рисуют ватными
палочками горошины на платках матрешек.
Итог (Рефлексия).
Педагог. Молодцы ребята! Красивые у вас платочки для матрешек получились,
нарядные! Каким материалом вы рисовали? (ватной палочкой). Чем мы сегодня
еще занимались? (Играли с матрешками, считали их и путешествовали с ними).
Конспект №4 «Две Матрены, три Матрешки, еще Матрешечка».
(Интегрированное занятие по познавательному развитию).
Задачи:
- продолжать знакомить детей с матрешкой, ее обликом;
- обращать внимание детей на характерные особенности разных видов матрешек;
- упражнять в умении последовательно собирать разрезных матрешек;
- учит различать матрешек по размеру;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, творческую активность, внимание;
- развивать речь;
- воспитывать интерес к народному творчеству.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Посмотрите. Кто это?
(педагог вносит куклу в русском народном костюме). Это кукла, зовут ее Арина.
Здравствуй, Арина! Ребята, Арина мне рассказала, что с ней пришла ее подружка.
Отгадайте, кто подружка нашей куклы?
Ростом разные подружки.
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка).
Правильно, это матрешка. Ребята, Арина предлагает нам отправиться в гости к
матрешкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь!
2. Беседа педагога.
Педагог:
Путь неблизкий будет – не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
Дети идут под музыку по дорожке и останавливаются на полянке, где сидит игрушка
Старичок – Лесовичок.
Педагог: Смотрите, ребята, нас кто-то встречает. Это Старичок – Лесовичок.
Здравствуй, дедушка!. Лесовичок спрашивает, куда мы идем. В гости к матрешкам.
Ребята, старичок - Лесовичок, не знает, кто такие матрешки. Расскажем ему, кто это?
(Это игрушка, с ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать).
Педагог: Матрешка – это особенная игрушка, она разбирается и собирается. В каждой
большой живет маленькая, а в каждой маленькой – еще меньше. Эта игрушка
вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Как вы думаете, из чего делают
матрешку. (Из дерева). Давайте прочитаем Старичку-Лесовичку стихотворение про
матрешку.
Дети читают заранее выученные стихи.
Педагог: Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. До свидания!
Дидактическая игра «Собери матрешку» (закрепление знаний о понятиях «часть –
целое»). Дети собирают картинки матрешек из частей.
Физкультминутка. «Матрешки» (авт. В. Ковалько).
Хлопают в ладоши
Дети хлопают в ладоши.
На ногах сапожки Показывают ножки.
Топают матрешки

Влево. Вправо повернулись,
Всем знакомым поклонились.
Наклоняются.
Девчонки озорные –
Матрешки расписные,
Дети кружатся
В сарафанах ярких, пестрых
Приседают
Вы похожи словно сестры.
Ладушки. Ладушки.
Качают головами.
Веселые матрешки
Хлопают в ладошки.
Далее дети идут под музыку и останавливаются на полянке возле домика.
Итог (рефлексия): Педагог хвалит детей за проделанную работу, обобщает и
анализирует полученные знания.
Педагог: Как вы сегодня хорошо играли. Матрешкам очень понравилось. А вам
ребята? С какими видами матрешек вы познакомились? Давайте на прощание споем
матрешкам песню про них.
Дети поют песню «Матрешка» (муз. Т. Варовиной, сл. В. Семерина)
Загадки о матрёшке.
1.Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!
Фартучек в горошек
Кто это?
2.Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке,
а всего одна игрушка.
3.В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для меньшой темница.
Внучка с дочкой, посмотри Все у бабушки внутри!
4.Какую игрушку вначале пополам ломают,
А потом играют.
5.Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко, это русская …(Матрёшка)
6. Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна. (Матрешка)
Потешки, песенки, физминутки:
1.
Мы – веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки,
Ладушки, ладушки.
2.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
3.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

"Дом"
Я хочу построить дом (руки сложить домиком, поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вертикально вместе)
Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднимаем вверх и раскрываем пальчики)
Чтоб забор вокруг стоял, пес ворота охранял (соединить руки в замок и делаем
круг вокруг себя)
Солнце было, дождик шел (руки вверх, а потом опускаем и стряхиваем)
И ТЮЛЬПАН В САДУ РАСЦВЕЛ (соединяем вместе ладошки и медленно
раскрываем пальчики)
Кукла славная матрешка,
Где же ручки,
Где же ножки,
Ах, какие щечки, красные, румяные,
На фартучке цветочки и на сарафане.
Вот матрешка мама, вот матрешки дочки.
Ротик будто ягодки,
Глазки будто точки!
Мама песенку поет
Дочки водят хоровод.
Маме хочется покой,
Дочечки бегут домой.
Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по теме;
Подбор материала, дидактических, подвижных игр
Беседа с детьми об игрушках матрёшках.
Рассматривание игрушки матрёшки.
Рассматривание наглядно – дидактического материала

Основной этап:
Непосредственно образовательная деятельность
Направления
развития
детей
Познавательное
развитие
Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Тема

Задачи образовательных областей

«Красавицы матрешки»

Формировать понятия «один», «много».

Чтение песенки – потешки
«Как у нашей у матрешки»;
стихотворения: И. Ломова
«Матрешка», М. Фомина
«Мы – матрешки». С.
Маршак
«Восемь
кукол
деревянных». К. Липатова
«Наша
матрешка»,
И.
Корниенко «Матрешка».
Рисование «Укрась
сарафанчик матрешке»

Познакомить с художественным произведением
помочь понять содержание новой потешки,
способствовать восприятию интонационной речи.

Вызывать у детей желание украшать яркими
мазками сарафаны матрешек, интерес к образу,
закреплять умение ритмично наносить мазки на
силуэт сарафана, развивать желание работать с
гуашью, воспитывать у детей сочувствие к
игровому персонажу, вызвать желание помочь
ему.

Аппликация «Матрёшка»

Прослушивание
музыкальных произведения:
«Матрешка» (муз. Т.
Варовиной, сл. В.
Семернина); «Русская
матрешка» (муз. З. Левиной,
сл. З. Петровой); «Во саду
ли, в огороде» (рус. нар.
мелодия); «Пляска с
платочком» ( муз. Е.
Тиличеевой, сл. И.
Грантовской).
Танец «Мы матрёшки,
маленькие крошки»

Учить детей аккуратно приклеивать детали
аппликации. Воспитывать эстетическое чувство,
уметь видеть красоту.
Развивать у детей чувство ритма и развития речи.

Развивать чувство ритма.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Тема
Чтение
художественной
литературы

Задачи

И. Лыкова «Румяные
матрешки»,
В.Приходько «Матрешка»,
С.Вохринцева «Матрешки»;
сказки «Как матрешки спасли
принцессу», «Жили - были
матрешки», Н.Стецюк «Сказка
о матрешках»
«Тонет – не тонет»
«Легкая тяжелая».

Приучить детей слушать произведение,
приобщать детей к рассматриванию рисунков
в книгах, побуждать их называть знакомые
предметы.

Конструктивная
деятельность

«Домик для матрешки»

Коммуникативно личностное
развитие

Беседа «Знакомимся с
матрешками»

Развивать элементарные конструктивные
навыки, развивать цветовое восприятие,
стремление к игровому и речевому общению,
воспитывать трудолюбие.
Познакомить детей с русской народной
игрушкой, учить рассматривать матрешку.

Познавательно –
исследовательская
деятельность

Физическое
развитие

Развивать познавательно – исследовательскую
деятельность детей

Дидактическая игра «Собери
матрешку»
Дидактическая игра
«Матрешка большая и
матрешка маленькая»
Дидактическая игра по
сенсорному развитию
«Оденем матрешке платочек»
Дидактическая игра «Наряди
матрёшку»

Учить составлять предметы из двух частей,
ориентируясь на их величину
Продолжать учить понимать слова «большая –
маленькая
Закреплять цвета, развивать сенсорные
способности

Сюжетно – ролевая игра «У
матрешки новоселье»
Настольная игра «Парные
матрешки»
Настольно игра «Сложи
матрешку»

Развивать игровую деятельность детей
Учить находить одинаковые матрешки.

Подвижные игры
«К матрешке в гости» «Бегите
к матрешке»
«Шли матрешки по дорожке»
«Веселый хоровод с
матрешкой».
Пальчиковые игры
«Матрешки»

Учить детей согласовывать детей со словами.

Закреплять цвета, фигуры, развивать
сенсорные способности

Упражнять детей составления целого предмета
из двух, четырех частей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Заключительный этап: Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки

Дидактическая игра «Наряди матрёшку»
(младший дошкольный возраст).

Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов
по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать
тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать
внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы,
«дорожки».
1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по
контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими
фигурами нужного цвета

Аппликация «Матрёшка»

Рисование «Украсим сарафан матрёшке»

Игры с матрёшкой

Танец «Мы матрёшки, маленькие крошки»

Выставка матрёшек

Список литературы
Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы.
Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей
дет.сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет,
2010.
Народные художественные промыслы., общ.ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».