Творческий проект Ценности, которым нет цены. Моя мама

Творческий проект

«Ценности, которым
нет цены. Моя мама»
для детей и родителей старшей группы

Автор : Непеина Елена Игоревна
Место работы : МАДОУ детский сад № 13
«Журавушка»
Должность : учитель-логопед

Введение
В
последние десятилетия всему мировому сообществу, в качестве
универсального образца устроения государства и личности предлагается
стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных
интересов над духовным и нравственным. Резко снижается воспитательное
воздействие семьи. В общественном сознании получили широкое
распространение равнодушие, цинизм, огромная нехватка времени и вечная
«гонка». Нравственное воспитание рассматривает как одну из важных сторон
общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской
деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания
предусмотрена во всех разделах программы. В процессе нравственного
воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются
этические представления, навыки культурного поведения, социально —
общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к
выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо
оценивать свои поступки и действия других детей.
Целью данной работы является: воспитание нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
Я считаю, что одним из первых и самым важным учителем ребенка
является мама. В ходе совместной деятельности с детьми, мной было
замечено, что дети не всегда понимают какую роль в их жизни и в жизни
семьи играет мама. Не все ребята имеют представления о профессии мамы,
чем она занята на работе, дома. Поэтому для реализации проекта мной были
поставлены следующие задачи:
--расширить знания детей о маме, ее профессии, ее увлечениях, ее
обязанностях;
-- сформировать представление о роли матери в жизни ребенка, семьи,
общества;
-- закрепить умения обращаться с просьбой к взрослым;
-- учиться благодарить;
-- развивать интерес к различным профессиям;
Планируемый результат:
1. У детей развивается познавательный интерес и любознательность,
высокая активность
2. Дети с любовью относятся к своей маме
3. Умеют составлять рассказы и знают об увлечениях своей мамы
4. Узнают многие профессии: врач, воспитатель, психолог, медицинский
работник, продавец и другие.

Основная часть
Актуальность проекта
Мама играет важную роль в жизни каждого человека.
Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью
имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто
любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями. А не
духовными.
Для реализации данного проекта в ДОУ мной были привлечены дети,
родители и воспитатели.
Предварительная работа:
1.1 индивидуальные беседы;
1.2 изготовление выставки портретов «Моя мама».
Возможный риск:
Слабая заинтересованность детей и родителей.
Путь преодоления:
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование
родителей с помощью выступления на родительских собраниях.
Для обследования речи детей я применила мониторинг коррекционно –
логопедической работы, разработанный и утвержденный методическим
объединением учителей – логопедов Невьянского района от 19.01.2011г.
Критерии оценки уровня функций см. в Приложении 1.
На начало учебного года были обследовано 23 ребенка старшей группы №
10 МАДОУ детского сада № 13 «Журавушка», полученные результаты
занесены в соответствующую таблицу.
Мониторинг логопедической работы в старшей группе № 10 МАДОУ
Сентябрь 2015 г.
Итог

Звукопро Фонемати Словарн Грамм.стр Связная
изношени ч.
ый запас ой речи
речь
1
1
1
1
1
е
процессы
Н
4%
4%
4%
4%
4%
6
2
2
7
1
Н/С
27%
9%
9%
30%
4%
12
14
14
15
13
С
1
2
1
1
1
52 %
60%
60%
66%
56%
4
5%
9%6
4%6
4%
5% 8
В
11
9
17
9
18%
27%
27%
36%
12
50%
44%
77%
44%
9
9
12
19%
12
52%
43%
41%
52
% выявлено, что многие
51% дети не
Согласно результатом
мониторинга
было
знают профессии своих мам, фамилию, имя, отчество, не могут рассказать о
ее увлечениях.

Этапы реализации проекта
Участники проекта
Учитель-логопед

Этапы
Подготовительный
1. Создание условий
2. Подготовка материала – подбор
книг со стихами и рассказами о маме
для проведения группового занятия
по теме «Моя мама»
3.
Подбор
информации
через
интернет
4. Подготовка информации для
родителей:
Выступление
на
родительском
собрании с консультацией на тему: »
Роль матери в семье», просмотр
видеоролика «Мама»

Родители

1. Пополнение развивающей среды:
пословицами о маме, картинками о
профессиях,
фотографиями
«увлечения моей мамы»

Воспитатели

1. Подготовка изобразительного
материала и приѐмов на рисования
портретов мам
Основной
1.
Организация
совместной
деятельности с детьми:
Проведение
беседы,
создание
проблемной ситуации: что вы можете
рассказать о своей маме.
Выявление противоречий (выяснили,
что дети мало знают об увлечениях
своих мам, профессиях)
2. Реализация содержания проекта в
интеграции со специалистами
3.
Индивидуальные
беседы
с
родителями по подготовке к проекту
1.Работа по подготовке к выставке
рисунков «Портрет мамы»
2. Оформление выставочного стенда

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Дети

Учитель-логопед

Воспитатели

1. Создание страничек «Пословицы о
маме», «Стихи о маме».
2. Подготовка фотографий в альбом
«Увлечения моей мамы», «моя
любимая мама»
1.Творческая деятельность:
нарисовать портрет мам.
2. Коммуникативная деятельность:
заучивание
пальчиковых
игр,
составление
Заключительный
1. Проведение занятия для детей
старшей группы по развитию речи на
тему « Моя мама» см. Приложение 2.
2. Определение развития перспектив
развития проекта – создание условий
в
группе
для
составления
самостоятельного проекта
1.Открытие
выставки
см.
Приложение 3. и оформление
альбома, и показ их для детей других
младших групп

Формы реализации творческого проекта:






Тематические занятия.
Непосредственно – образовательная деятельность.
Создание творческих работ детей и родителей.
Заучивание стихотворений и пословиц.
Составление детьми синквейна по портретам «Моя мама».

Одной из наиболее сложных для реализации задач для детей было
составление рассказа о маме. Умение составлять рассказ- один из самых
сложных навыков при развитии речи дошкольников. Трудность связана с
тем, что у говорящего должен быть мысленный план высказывания. Ребенку
5-6 лет трудно построить логическую цепочку рассказа, подобрать нужные
слова. Чтобы рассказ получился красивым требуется опора в виде картинок ,
схем или предметов, в нашем случаи я использовала портреты мам,
нарисованными детьми. В 2014 г. я посетила мастер- класс в рамках ММО
учителей- логопедов НГО «Синквейн в работе по развитию речи
дошкольника» и для составления непосредственно рассказа о маме решила
использовать данный метод.
Синквейн с французского переводится как «пять строк», пятистрочная
строфа стихотворения:

 первая строка- одно ключевое слово, обычно существительное,
отражающую главную тему, идею или заголовок;
 вторая строка- два слова ( прилагательные или причастия),
описывающие главную мысль;
 третья строка- три слова ( глаголы) , описывающие действия в рамках
темы;
 четвертая строка- четыре слова, предложение, фраза, показывающая
отношение к теме;
 пятая строка- одно слово, слово-резюме, ассоциация, характеризующая
суть предмета или объекта;
Несколько портретов и рассказов, записанных со слов детей представлены
в Приложении 4.
В качестве опоры для изучения различных профессий, я выбрала метод
мнемотехники.
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания
основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием
умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все
более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной
информации в виде символов, схем и важно ребенка научить
перекодировать
информацию
из
символов
в
образы.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме
мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению
связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает
рассказы
четкими,
связными
и
последовательными.
Мнемотаблиц – это схема, в которой отражена определенная информация.
Для детей своей группы я создала цветные мнемотаблицы, так как в памяти
детей
остаются
определенные
образы.
Работа
над
мнемотаблицей
состоит
из
нескольких
этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование
символов
в
образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы
(образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню
развития учебных навыков детей, поступающих в общеобразовательные
школы. Многие школьные дисциплины основываются на умении детей
читать, так как чтение является одним из основных способов восприятия

информации, базовым навыком, от которого во многом зависит успешность
обучения.
Проблема обучения чтению дошкольников в современной коррекционной
педагогике стоит остро. В ряде исследований (М.М.Безруких, С.П.Ефимова,
Р.И. Лапаева и др.) показано, что процент детей, не вполне овладевших
первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет. В
качестве причин недостаточного усвоения навыков чтения исследователи, в
частности, выделяют трудности в формировании операций звукобуквенного
анализа и синтеза, таких абстрактно-символических понятий как «гласный
звук», «твердый, мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка»,
«ударение», «схема слова, предложения» и т.д.
Методика Зайцева ―Обучение чтению‖ появилась в ещѐ 1989 году. Техника
чтения Зайцева даѐт интенсивное развитие таких психических функций, как
внимание, память, абстрактное мышление, ребѐнок начинает логически
рассуждать. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш должен достичь
всего сам. Например, правильно сложить кубики, чтобы получилось его имя.
Кроме того, эта методика здоровьесберегающая. Всѐ просто: дети не сидят за
столами, обучение чтению по кубикам Зайцева идѐт в основном в ходе
подвижных игр. Развивается фонематический слух ребѐнка. Ведь все кубики
– звучащие: поделены на согласные-гласные, звонкие-глухие. Как же со
зрением? Оно не ухудшается. Потому что обучение чтению по Зайцеву
начинается с огромных букв, которые со временем уменьшаются.
Как это работает? Кубики все разные: гласные, согласные, глухие и
звонкие звуки оформлены в различные цвета. Твѐрдые склады изображаются
на кубиках большого размера, мягкие склады – на кубиках поменьше.
Кубики со звонкими складами наполнены железным материалом, с глухими –
деревянным. Техника чтения Зайцева способствует улучшению у детей
дикции, развивает музыкальный слух. Чтение по методике Зайцева
происходит в игре. Кубики тоже должны быть доступны, чтобы ребѐнок в
любое время мог заниматься самостоятельно. Они ведь сами потом играют в
школу.
Главное в методике – это чистое звенящее слово русское. Ведь именно с
помощью такого слова Н.А. Зайцев искусно озвучивает и облагораживает
душу ребѐнка.
На конец учебного года были обследовано 23 ребенка старшей группы №
10 МАДОУ детского сада № 13 «Журавушка», полученные результаты
занесены в соответствующую таблицу.

Мониторинг логопедической работы в старшей группе № 10 МАДОУ
Май 2016 г.
Итог
Фонемати Словарн Грамм.стр Связная
Звукопроиз
ч.
ый запас ой речи
речь
Н
процессы
Н/С
4%
С
27
%
В

1
5%
12
52%
10
43%

2
9%
11
50%
10
41%

1
4%
9
44%
13
52 %

1
4%
17
77%
5
19%

1
5%
9
44%
13
51%

По результатам диагностики на конец учебного года мной была выявлена
положительная динамика в развитии речи детей. Все дети проявили
творческие способности и большую заинтересованность на занятии.
Расширилось их представление о роли мамы в жизни каждого. Они узнали
очень многое о близком человеке.

Заключение
В последние пятьдесят лет роль матери в развитии ребенка стали понимать
несколько по-иному, чем раньше, и смотреть на нее шире. Мать - это не
только та женщина, которая ухаживает за ребенком, кормит его, баюкает,
утешает, успокаивает, улыбается, говорит, играет с ним; она, разумеется,
делает все это, но ее роль куда больше этой. В каждой семье, которая хочет
как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те
условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового
воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь
родителей к детям и детей к родителям.
Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь
приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень
непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей
возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям
недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их
духовном и нервно-психическом развитии.
Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей,
подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны
заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для
подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей
существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые,
самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее
веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки
и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет,
наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что
его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.
Реализация данного творческого проекта помогла не только детям
приобрести новые знания и навыки, но и дала возможность многим
родителям посмотреть на себя как бы со стороны.
На минуту остановится в жизненной гонки и задуматься о «ценностях,
которым нет цены».

Приложение
Приложение 1.
Критерии оценки уровня функции
1. Звукопроизношение
0. В речи присутствуют жесты, лепет, звукоподражание.
1. Нарушение нескольких групп звуков (полиморфное).
2. Недостаточное
произношение
одной
группы
звуков
(мономорфное).
3. Звуки в речи присутствуют, но недостаточно автоматизированы.
4. Звукопроизношение в норме.
2. Фонематические процессы
0. Функция не сформирована.
1. Опознает звуки раннего онтогенеза. Повторяет слоги, простые
слова.
2. Не дифференцирует оппозиционные звуки.
3. С заданием справляется, но допускает единичные ошибки.
4. Фонематические процессы в норме.
3. Словарный запас
0. В речи преобладают только жесты и звукоподражание.
1. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном
использует существительные и глаголы.
2. Использует все части речи, на бытовом уровне.
3. Активный словарь близок к возрастной норме.
4. Активный словарь соответствует возрастной норме.
4. Грамматический строй речи
0. В речи присутствуют отдельные не связанные между собой
звукоподражания и простые слова.
1. Речь грубо аграмматична.
2. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и
словообразовании.
3. Допускает единичные количество ошибок при словоизменении и
словообразовании.
4. Грамматический строй соответствует возрастной норме.
5. Связная речь
0. Фразовой речи нет.
1. В речи присутствует простая фраза.
2. В речи преобладают простые малораспространенные
предложения.
3. В речи употребляет преимущественно простые предложения,
использует сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
4.Умеет
построить
рассказ,
пользуясь
простыми
распространенными предложениями и предложениями сложной
синтаксической конструкции.

Приложение 2.
Технологическая карта (конструкт) организации
совместной деятельности с детьми.
Тема: «Мама»
Возрастная группа: 5 лет, старшая группа.
Форма совместной деятельности: игровая.
Форма организации: групповая.
Учебно-методический комплект:
Средства:
наглядные: портреты мам, Учебник для малышей В. Степанов, картинки по
теме, мнемотаблицы.
мультимедийные: ноутбук, песенка Н.и С. Железновых
оборудование: кубики Зайцева.
Достижение образовательных результатов:
Задачи:
1.Обучающие- уточнение и расширения словаря по теме (профессии мам).
Активизация прилагательных, глаголов.
2.Воспитательные – формирование навыков сотрудничества, положительной
установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.
3.Развивающие- развитие фонематического восприятия и звукового анализа,
развитие общей и мелкой моторики и пространственного восприятия,
развитие связной речи и логического мышления, развитие тактильных
ощущений, артикуляционной моторики, зрительного и слухового
восприятия.
Ход занятия.
Этапы
совместной
деятельности.

Содержание
деятельности.

Деятельность
педагога.

Деятельность
детей,
выполнение
которой приведет
к
достижению
запланированных
результатов.
1.
Введение в тему. Кто
стирает, Ответы
детей:
Организационный Загадка о маме.
варит, шьет, на мама.
момент.
работе
устает,
Просыпается так
рано?
—
Лишь

2.Основная часть.

3. Динамическая
пауза.
Пальчиковая
гимнастика.

4.
Восприятие
художественной
литературы.
Коммуникативная
деятельность
–
общение
и
взаимодействие с
педагогом.

заботливая...
Составление
Кто скажет самые Ответы детей.
синквейна.
1-2 лучшие слова о
строка.
своей
маме?
Какая
она?
(логопед
помогает
с
подбором словпризнаков:
добрая, ласковая,
нежная,
трудолюбивая,
красивая, и пр.)
Составление
синквейна.
Детям раздаются Ответы
на
портреты мам.
вопросы: Кто на
портрете? Какая
мама?
Показ движений Учитель-логопед В игровой форме
под музыку.
объясняет детям, дети
учатся
что мамы делаю распознавать
очень много дел. левую и правую
И все они это стороны.
делают
чем?
Своими руками.
Песня
Железновых
«Вот левая- вот
правая.»
Чтение
Ребята, сегодня к Игра « доскажи
стихотворения В. нам
в
гости словечко».
Степанова
пришел
ваш
«Угадай сказку»
давний знакомый
– кот Мурик.
Составление
Вместе со своей Составление
синквейна
3-4 мамой кошкой, синквейна.
строка.
он очень любит Ответы
на
читать
книги. вопросы:
Что
Сегодня
он делает?
принес нам свою
любимую книгузагадку.
Стих
«Угадай
сказку!»
1.
Жили-были

семь
ребят
белых маленьких
…(козлят)
Мама очень их
любила,
Молочком детей
поила.
Тут зубами щелк
да
щелк,
Появился
серый… (волк)
Шкуру
белую
надел,
Нежным голосом
запел.
Как коза запел
тот
зверь:
«Отоприте,
детки,
дверь
Ваша
матушка
пришла,
Молочка
вам
принесла».
Мы ответим без
подсказки,
Кто сумел спасти
ребят,
Это знаем мы из
сказки:
«Волк и семеро
козлят»
2. Маша в коробе
сидит,
Далеко
она
глядит,
Кто несет ее,
ответь,
Быстрыми
шагами?
А несет ее…
(медведь)
Вместе
с
пирогами.
Путь неблизкий,
Дальний
путь,

Хочет Миша…
(отдохнуть)
Только Маша не
дает
На
пенек
присесть
И
румяный
пирожок
По дороге съесть.
Провела
его
малышка,
Будет он умнее
впредь.
Вот у нас какая
книжка,
Это – …«Маша и
медведь»
3. Из муки он
был печен, На
сметане
был
мешен.
На
окошке
он
студился,
по
дорожке
он…
(катился)
Был он весел,
был он смел, и в
пути он песню…(
пел)
Съесть его хотел
(зайчишка)
Серый
(волк)и
бурый (мишка)
А когда малыш в
лесу
Встретил
рыжую… (лису)
От нее уйти не
смог.
Что за сказка?
(Колобок)
5.
Игровая Играописание Логопед
деятельность.
«Мамина работа» показывает детям
картинки
–
символы
и

Дети называют
профессии,
рассказывают то,
что знают о них.

просит отгадать – Составление
кем работают эти рассказа
мамы (Рис.1).
опорой.

с

Затем
учительлогопед
предлагает детям
вспомнить
профессии своих
мам и составить
рассказ с опорой
на мнемотаблицу.
(
Рис.2)
6.Динамическая
Игра
пауза.
Игра с «Классификация».
правилами.
Пропевание
выбранного
кубика.
Составление
из
кубиков
слова
мама.

Игра проводится
как
соревнование.
Логопед
делит
детей
на
2
команды
и
предлагает
им
разложить
все
кубики
на
2
стола:
первая
команда кладет
на свой стол
только большие
кубики, вторая –
только
маленькие.
Логопед
проверяет работу
детей, а затем
пропевает склады
на
кубиках,
которые
дети
каждой команды
подают
по
желанию.
Логопед
показывает, как
нужно
манипулировать
с кубиками, как
их
держать,

В
процессе
обучения дети на
слух начинают
улавливать
разницу
произношении
твердых и мягких
слияний,
пытаются
повторить вслед
за
логопедом
пропеваемые
склады.
Во время второго
этапа игры дети
учатся различать
на слух глухие и
звонкие слияний.

крутить.
Далее
кубики
снова
выкладываются
на общий стол, и
проводится
второй вариант
игры.
Детям
снова
нужно
разложить
кубики на два
стола
по
признаку:
деревянные
и
железные . В
конце этой игры
на общем столе
должны остаться
золотые кубики и
кубики
со
знаками
препинания.
Логопед
снова
пропевает склады
на всех кубиках,
выбираемых
детьми.
7. Итог занятия.

Обобщение
полученных
знаний,
повторение
пройденного
занятии
материала.

Вопросбеседа.
на

ответ,

Приложение 3.

Приложение 4.
Перескокова Настя.
Синквейн.
1. Мама.
2. Красивая, добрая, заботливая.
3. Готовит, читает, убирает, ходит на
работу.
4. Любит меня и папу.
5. Семья.

Медведева Ирина.
Синквейн.
1. Мама.
2. Красивая, модная, веселая.
3. Готовит, моет посуду, играет со
мной, щекотит меня.
4. Отдыхаем вместе с мамой и папой.
5. Семья.

Калугин Михаил.
Синквейн.
1.
2.
3.
4.
5.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Любаша.
Любимая, нарядная, добрая.
Гуляет со мной, готовит еду.
Любит меня и папу.
Мама


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».