Методические рекомендации Применение нетрадиционных материалов в работе учителя-логопеда

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 13 «Журавушка» Невьянского городского округа

Методические рекомендации
«Применение нетрадиционных материалов
в работе учителя-логопеда»

Разработала: Учитель-логопед
1-ой квалификационной категории
Непеина Елена Игоревна

Невьянск 2017

Введение
В дошкольный период игра является главным видом деятельности
любого дошкольника. Именно в детской игре мы строим первый в жизни
дом, водим машину, «создаем» семью.… Играя с ребенком, мы становимся
его другом.
С введение Федерального образовательного стандарта дошкольного
образования возрос интерес педагогов к специально организованным
интегрированным занятиям, с применением нескольких образовательных
областей: социально-коммуникативного развития, познавательного, речевого
и художественно-эстетического развития.
Процесс коррекции звукопроизношения чаще всегда занимает очень
длительный период, поэтому для того чтобы и ребенку и педагогу было
интересно учится и работать, хочется находить новые интересные идей игр
и пособий. Как педагог и как просто мама, я знаю, что детям нравится
играть с необычными материалами: различные крупы, бусины, камешки,
ракушки.…
Поэтому применения нетрадиционных приемов в работе является
актуальным в обучении детей. Но сразу возникло противоречие, так как в
традиционной

логопедии

практически

не

применяются

необычные

материалы. И хотя многими известными педагогами придуманы разные
игры для развития речи детей, тонкой моторики рук.
Практически у всех

детей дошкольников с проблемами в речевом

развитии имеется несформированность

крупной и мелкой моторики.

Отставание именное в развитии тонкой моторики рук у детей
развитие всех

тормозит

навыков самообслуживания, вызывает затруднения в

манипуляции с разными мелкими предметами, не дает возможности ребенку
проявить себя в игровой деятельности со сверстниками. Поэтому, освоение
мира такими детьми, по сравнению с нормально развивающимися
сверстниками, оказываются минимальными.

Многими ученые доказали, что развитие руки обязательно находится в
тесной

связи

с

развитием

речи

и

мышлением

ребенка. Ученые

информируют, что игры, направленные развитие пальцев способствуют к
взаимослаженной работе тела и ума, поддерживают мозговые системы в
прекрасном состоянии. В работах русского академика, основоположника
рефлексологии Владимира Михайловича Бехтерева доказано, что самые
простые движения пальцев, помогают убрать напряжения не только с самих
рук, но именно с губ, при этом снимают умственную усталость. Они
помогают улучшить речь ребенка в целом.
В исследованиях доктора медицинских наук Мариониллы Максимовны
Кольцовой было доказано, что развитие именно тонких движений пальцев
рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Когда мы развиваем
синхронное движение

пальцев, головном в мозге формируется проекция

«схема человеческого тела», а наши речевые реакции в свою очередь имеют
прямую зависимость от тренировки пальцев рук.
В своей коррекционной работе я применяю различные традиционные
методические разработки: «Исследования развития детской речи в условиях
ее нарушения», разработанные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.; «Программа
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с
общим недоразвитием речи» (4-7 лет). Нищева Н. В.; «Положение
Л.С.Выгодского «О ведущей роли обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка.»; разработку Р.Е.Левиной «О трех уровнях речевого
развития

детей,

психолого-педагогический

подходе

в

системе

специализированного обучения».
Детям

очень

нравится

работа

с

необычными,

казалось

бы,

повседневными материалами. Итальянский врач, педагог, психолог, ученый
Мария Монтессори считала, что потенциальные возможности детей гораздо
больше, чем принято считать взрослыми, но для того, чтобы раскрыть этот
потенциал, нужен особенный инструментарий, новый

подход. Таким

инструментарием в моей работе стал метод Монтессори-педагогики.

Основная мысль этого метода, разработанного

знаменитым педагогом,

заключается в том, чтобы взрослый человек (педагог, родитель) мог
стимулировать ребенка к самообучению и конечно к саморазвитию.
Многие ученые, считали, что в человеке от природы заложена способность
к самореализации, самообучению и саморегуляции поведения и выявляется в
каждом из нас уже в раннем детстве. Все дети самостоятельно учатся
говорить на родном языке, различать близких, малознакомых и совершенно
незнакомых людей, играть с разными предметами, познавать их свойства без
особого труда. Ученые говорят, что ум ребенка имеет

возможность к

самообучению и способен самостоятельно впитывать новые знания, что не
доступно взрослому человеку. Сама Мария Монтессори дала определение
этой способности, как - «абсорбирующим разумом». Она предполагала, что
все приобретенные знания не только проникают в сознание любого малыша,
но и формируют его, подобно тому, как обычный стакан придает форму
воде. Для воспроизводства высших психических функций детям нужно
самостоятельно получать различные знания и умения из окружающего нас
мира, именно из-за этого дети с самого раннего возраста стремятся стать
самостоятельными и самодостаточными.
Опираясь на вышеперечисленные исследования.
решила

В своей работе, я

применить нетрадиционные материалы, а именно - манную крупу.

Я считаю, что работа с манной крупой развивает тонкую моторику ребенка,
познавательную сферу (речь, пространственное представление, создают
творческий

потенциал,

психоэмоциональной

образно-логическое
саморегуляции,

мышление,

помогает

процессы

сформировать

коммуникативные навыки). Подтверждение своей точки зрения я нашла и
парапсихологов. Они рассказывают, о том,

что сыпучие материалы,

обладают уникальным свойством «пропускать сквозь себя воду», при этом
поглощают и негативную

энергию, которая вредна для психического

здоровья организма не только ребенка, но и взрослого человека.

Мария Монтессори считала, что маленьких детей нужно сначала учить
писать, а не читать. Когда она наблюдала за учениками в своей школе, то
пришла к выводу, что для ребенка легче написать букву, т.е. – нарисовать ее,
ведь буква - тоже рисунок - по мнению ребенка. Чем воспроизвести какойнибудь абстрактный образ буквы в чтении. Начинать писать нужно именно
прописные буквы, а не печатные, потому что круговые движения детям
воспроизвести гораздо легче. А если писать не на листе бумаги ручкой или
карандашом, а на подносе с манной крупой, то совсем не страшно
ошибиться. Ведь для того, чтобы исправить неточность, нужно просто
потрясти поднос и начать все сначала.
Игры с манной крупой являются легкодоступным и интересным
методом при обучении дошкольников. Они дают возможность отдыха от
обычных видов деятельности. Повышают мотивацию

и интерес детей к

логопедическим занятиям. Создание картин при помощи манки - это
огромные возможности для творчества, как педагога, так и его учеников. Это
всегда положительные эмоции. А там где эмоции - там всегда успех
В данных методических рекомендациях нашли отражения лишь
элементы Монтессори-педагогики, которые

позволяют разнообразить

коррекционный процесс. Для проведения индивидуальной работы с детьми я
разработала конспекты логопедических занятий по работе с манной крупой
для старшей и подготовительной групп в соответствии с рекомендациями по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Т. Б.
Филичевой, Г. В. Чиркиной. Занятия составлялись постепенно, в течение
учебного процесса. Старалась
особенности

речевого

учесть различные трудности детей и

развития.

Усложнение

речевого

материала

происходило постепенно, использовались задания для развития лексикограмматического строя речи, связной речи, рисование на манке для развития
пальчиковой моторики.

Основная идея использования нетрадиционных материалов - создание
игровой деятельности как средства коррекции речи и развитие мелкой
моторики.
Цель данных методических рекомендаций: представление опыта работы
по использованию нетрадиционных материалов для коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе изучения и анализа литературы разработать проект по работе с
нетрадиционными

материалами

«Разноцветные крупинки»

для

детей

дошкольного возраста.
2. Описать

результаты диагностики уровня речевого развития детей

дошкольного возраста
Ресурсы для внедрения проекта «Разноцветные крупинки»:


Дети, посещающие логопунк, педагоги и родители.



Разработка подходов и приемов работы с содержанием конутруктзанятий.



Сбор и изучение различной методической литературы; анализ
информации; работа с интернет ресурсами).



Внедрение в коррекционный процесс полученных знаний.



Обеспечение

обратной

связи

с

родителями (сайт

детского,

презентации, выступления).


Приобретение материально-технических ресурсов.
Планируемый

результат:

манипулирование

с

манной

крупой

способствует преодолению недоразвитие тонкой моторики пальцев рук,
улучшение зрительно – моторной координации.

Практическая значимость: данные методические рекомендации в своей
работе могут использовать педагоги дошкольных общеобразовательных
учреждений.

Проект «Разноцветные крупинки»
Цель при использовании нетрадиционных материалов: создание игровой
деятельности как средства коррекции речи и развитие мелкой моторики.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики
- Развитие фонематического слуха
- Звуковой анализ слов
- Автоматизация поставленных звуков
- Развитие связной речь
Для реализации данного проекта я изучила методическую литература по
проблеме. Я поняла, что игры с манной крупой развивают у детей фантазию,
тактильную чувствительность, снижают напряжение, создают чувство
комфорта, ведь рисуя на подносе с манкой, ребенок не боится ошибиться,
потому что в любой момент можно исправить свое творение, лишь слегка
стряхнув поднос с крупой. Манная крупа напоминает по своей структуре
песок, но работать с ней проще, т.к. она легче по весу, быстро сохнет и еще
еѐ можно окрасить, что придаст готовой работе более красивый вид.
Работать над данным проектом я начала в 2013 году. Мной была
проведена первичная диагностика на начало учебного года. ( см. приложение
6)
Мониторинг логопедической работы на логопункте
2013-2014 учебный год (сентябрь)
уровень
Н
Н/С

Звукопроиз
ношение

Фонематич. Словарный
процессы
запас

1
8%
9
69%

2
15%
11
85 %

1
8%
2
15%

Грамм.
строй речи
1
8%
5
39%

Связная
речь
3
29%

3
23%

С

-

В

7
53 %
3
24 %

-

90
80
70
60
50
40
30
20
10
0

8
56%
2
15%

56

Н

85
69
53

53

53

Н/С

39
15

8

8
2

15

3

С

29

24

1

12345-

7
53%
-

15

8
4

В

5

звукопроизношение
фонематические процессы
словарный запас
грамматический строй речи
связная речь
Опираясь на данную диагностику видно, что в 2013-2014 учебном году

детей с низким уровнем по звукопроизношению 8%, ниже-среднего- 69 % ,
среднего-23% соответственно. Высокий уровень по звукопроизношению
отсутствует. По фонематическим процессам низкий уровень-15% и нижесреднего- 85 % детей. По словарному запасу низкий уровень- 8 %, нижесреднего-15 %, средний уровень- 53 % и высокий уровень 24 % детей.
Грамматический строй речи низкий уровень- 8 %, ниже-среднего-39 %,
средний уровень- 53 % детей. Все это наглядно продемонстрировано на
диаграмме.
В результате проведенной диагностики свою работу я разделила на
несколько этапов.
Подготовительный этап проекта «Разноцветные крупинки»
Совместно с воспитателями проводилась предварительная работа с детьми,
включающая:


Рисунки на листе бумаги различных форм: линии, отдельные предметы
(люди, цветы, животные и прочие);



Рисование в воздухе пальцами: линий, простых предметов;



Рассматривание с детьми книг, обращая внимание на иллюстрации;
Для дальнейшей работы разработала комплексно-тематический план работы
по проекту «Разноцветные крупинки»
Комплексно-тематический план по проекту «Разноцветные крупинки»
Вид деятельности

Тема
Октябрь-декабрь

Позновательноисследовательская

Игровая

Задачи
Познакомить с
характеристиками
манной крупы.

Рассказать о свойствах
крупы (воздушная,
сыпучая легкая,
летящая, состоит из
мелких частицкрупинок).
Дидактические игры:
Обучать детей узнавать
предметы на ощупь; «Волшебный мешочек»
закреплять,
«Маленький-большой» представление о
различных свойствах
манной крупы.

Рисование

Январь-февраль
«Зимние узоры»

Игровая

Дидактические игры:
«Кто лишний»

«Цветная аппликация»

Учить детей рисовать на
подносе с манной
крупой различные
формы, предметы
(круги, линии,
растения,)

Учить детей замечать
ошибки, развивать
фонематический слух,
внимание,
Автоматизация звуков,
выполнить аппликацию
при помощи цветной

манки,

Коммуникативная

Март-апрель
«Весна»

Игровая

Дидактические игры:
«Письмо на манке»

Коммуникативная

Май-июнь
«Лето. Грибы».
Автоматизация звук Р.

Дидактические игры:

Игровая

«Найди по описанию»
«Письмо на манке»

Учить детей вести
диалог с педагогом,
друг с другом:
самостоятельно задавать
вопросы, отвечать на
заданный вопрос
полным ответом.

Учить детей писать на
подносе с манной
крупой, введение
понятий буква-звук
Учить детей вести
диалог с педагогом:
самостоятельно задавать
вопросы, отвечать на
заданный вопрос
полным ответом .
Учить детей узнавать
предметы по описанию,
не называя его,
развивать
наблюдательность
Учить детей писать на
подносе с манной
крупой, введение
понятий буква-звук.

Основной этап проекта «Разноцветные крупинки»
На

данном

этапе

проходила

непосредственное

внедрение,

разработанных занятий, в коррекционный процесс. Совместно с детьми мы

опробовали различные приемы по рисованию на манной крупе и отобрали те
виды, которые больше всего понравились всем детям.
Занятия разрабатывались по тематике, связанной с временами года:
- «Зимние узоры » (Приложение 1).
Цель

- знакомить

детей со

свойствами манной крупы. Автоматизация

звука.
- «Лес. Грибы.» (Приложение 2).
Цель – учить детей рисовать на подносе с манной крупе. Умение построить
описательный рассказ.
- «Весна» (Приложение 3) .
Цель – учить детей рисовать на подносе с манной крупой геометрические
фигуры при помощи трафаретов и без них.

Заключительный этап проекта «Разноцветные крупинки»
1. Представление

итогов

проекта «Разноцветные крупинки» на сайте

детского сада;
2. Оформление портфолие для родителей: рисунки, аппликации детей, фото в
процессе занятий;
3. Проведение мастер-класса для педагогов и родителей ДОУ.
Мной было представлено выступление на семинаре в детском саду № 13
«Журавушка» Практикум для педагогов и родителей

(Приложение 4)

Описание работы по реализации проекта «Разноцветные крупинки»
Игровая деятельность. Игры с манной крупой развивают у детей
внимание, сенсорное восприятие, уменьшают напряжение, создают чувство
комфорта, ведь рисуя на подносе с манкой, ребенок не боится ошибиться,
потому что в любой момент можно исправить свое творение, лишь слегка

стряхнув поднос с крупой. Манная крупа по своей структуре очень похожа
на песок, но играть с ней интереснее и проще, т.к. она быстро сохнет, легче
по весу и при желании еѐ можно окрасить, что придаст готовому изделию
более яркий вид.
1. Дидактические

игры,

изготовленные

самостоятельно

педагогом.

(Приложение 5)
2. Задания для развитие мелкой моторики рук.

Применение различных

упражнений на манной крупе:


Кулаком,



Ладонью,



Мизинцем,



Совместно двумя руками,



Сразу несколькими пальцами,



Указательным пальцем,



Только мизинцем.
Познавательна деятельность. Упражнения, направленные на изучения
свойства манной крупы.
1. Упражнение «Снежок»- сыплем манку на подносы. Параллельно задаем
ребенку вопросы и изучаем свойства материала, цвет. Какой: сыпучий,
легкий и т.д.
2. Упражнение «Дует ветер»- дыхательная гимнастика. Через коктельные
трубочки деть на поднос с манной крупой.
Коммуникативная деятельность. В своей работе с детьми я использую
различные приемы.
1. Беседы - для достижения наилучшего результата и активизации речи
детей. Использовалась традиционная методика, включающая ряд вопросов,
чтобы ребенок в процессе, мог озвучить свои действия: «Что ты сейчас
рисуешь? Каким образом ты рисуешь? Чем ты рисуешь? Какая манная крупа
нужна тебе для рисования: белая или цветная?»

2. Пересказ с опорой. Для того, чтобы ребенок мог излагать свои мысли, он
должен иметь большой пассивный и активный словарный запас. Выстроить
план рассказа, причинно-следственные связи. На начальных этапах обучения
пересказу это легче делать с опорой на картинки и т д. После прочтения
педагогом короткого рассказа «опору» ребенок изображает на подносе с
манкой.
3. Речевые ситуации и ситуативные разговоры. Возникают в процессе
деятельности между детьми и педагогом.
Художественное творчество. На данном этапе работы, я применяла
различные методы рисования на подносе с манной крупой.
1. Рисование на манной крупе;
2.

Создание аппликации по трафарету

из белой и окрашенной манной

крупы.
Работа с родителями. Для того, чтобы родители были заинтересованы в
обучении своих детей и видели их достижения и результаты, мы провели
мастер-класс для родителей, где дети выступали в роли участников и
помощников.
Контрольная диагностика
2014-2015 учебный год (май)
Уровень
Н
Н/С
С
В

Звукопроиз
ношение
3
14 %
12
3
63%
14%
145
23%
63:

Фонематич.
процессы

Словарный
запас

Грамм.
строй речи

-

-

-

5
23%
9
54%
5
12
23
%
54%

4
18%
11
59%
5
23%

5
23%

5
23%

6
27%
9
41%
8
32
8 %
7
36%
32%
11
50%

Связная
речь
3
14%
7
36%
9
50%

70
60

63
54

50

59
50
41

40
30
20
10
0

23

23 23

14

1

2

18

3

23

27

36

32

Н
Н/С
С
В

14

4

5

1-звукопроизношение
2- фонематические процессы
3-словарный запас
4-грамматический строй речи
5-связная речь
После разработки и реализации проекта в учебном процессе. Я провела
контрольную диагностику, которая показала, что на конец учебного года
появился показатель высокого уровня по звукопроизношению 39 % , которые
совсем отсутствовали на начало учебного года. Средний уровень по
звукопроизношению возрос до 46%, ниже-среднего- 14% и совсем
отсутствует низкий уровень звукопроизношения у детей. Улучшились
показатели по фонематическим процессам, появился высокий уровень- 39 %,
средний уровень-23% и ниже-среднего-23%. Словарный запас: высокий
уровень- 23 %, средний уровень- 59% и ниже-среднего уровня – 18%.
Грамматический строй речи: высокий уровень- 32 %, средний уровень- 41 %
и ниже-среднего уровня – 32%. Связная речь: высокий уровень- 50 %,
средний уровень- 36% и ниже-среднего уровня – 14%.

Заключение
Игры с манной крупой являются легкодоступным и интересным
методом при обучении дошкольников. Они дают возможность отдыха от
обычных видов деятельности. Повышают мотивацию

и интерес детей к

логопедическим занятиям. При использовании в своей деятельности
нетрадиционных материалов, опираясь на диагностику, повышения интереса
детей к логопедическим занятиям я могу сделать вывод , что применение игр
с манной крупой, способствовало повышению качественного уровня
коррекционного процесса.
Дети

Изменения произошли в звукопроизношении.

научились произносить согласные звуки «р», «л», шипящие и

свистящие звуки «с», «ш». При чем автоматизация поставленных звуков
прошла более интересно.

В речи появились развернутые предложения,

состоящие из 5-6 слов. В процессе игры с манной крупой появился диалог,
возросла способность отвечать полным предложением на вопрос. Речь стала
более красива и понятна. Поэтому проделанная работа применима не только
в теории , но и на практике: систематическое использование

методики

рисования на манной крупе в коррекционном процессе повышает уровень
развития речи дошкольников.

Приложение 1
Технологическая карта (конструкт) организации
совместной деятельности с детьми.
Тема: »Зимние узоры». Автоматизация звука С.
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Форма совместной деятельности: игровая.
Форма организации: групповая.
Учебно-методический комплект:
Средства:
мультимедийное: ноутбук, песня «Снег устилает тропинки»
оборудование: поднос, стол, манная крупа, котельные трубки
Достижение образовательных результатов: изучение свойств манной
крупы
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами манной крупы;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Учить регулировать вдох и выдох при работе с трубочками для коктейля;
4. Автоматизировать и ввести в речь звук С;
5. Расширять словарный запас детей ;
Интеграция образовательных областей
1. Познание:


Познакомить детей со свойствами манной крупы ;



Показать, что манная крупа состоит из мелких частиц – крупинок.
2. Коммуникация:



Вступать в диалог с педагогом, детьми;



Внимательно слушать собеседника, договариваться
перебивать.
3. Социализация:



Учить детей приходить друг другу на помощь.

друг другу, не

4. Художественное творчество:


Изображение зимнего узора
6. Чтение художественной литературы:
Чтение стихов И. Плагина «Дует, дует ветер»
Ход занятия.
Этапы
Содержание Деятельность педагога
совместной
деятельности
деятельности

1.
Организацио
нный
момент.

2.Основная
часть.

Под музыку
дети входят в
кабинет.
Введение в
тему.

Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Белые снежинки
В воздухе играют.
И летят снежинки
Прямо на дорожки
И бегут по снегу
Маленькие ножки.
- Ребята, о каком времени
года рассказывает нам
стихотворение?
Давайте с вами изобразим
ветер, который дует на
снежинки.

Дыхательная Берем в руки коктельные
гимнастика
трубочки и тихонько
дуем в нее. У нас
получается ветер и
снежинки.
Артикуляцио Ребята, скажите какая у
нная
нас манная крупа? Если
гимнастика
от нашего ветерка она
разлеталась в разные
стороны?
Ребята, а какие зимние
игры вы знаете?
Давайте, мы сегодня
построим необычную
горку. Не из снега, а из

Деятельность
детей, выполнение
которой приведет к
достижению
запланированных
результатов
Ответы детей

Работа с манкой.

Ответы детей:
легкая, воздушная,
сыпучая…

Ответы детей:
катание на
коньках, катание с
горки, снежки…

Упражнение
«Холодный
ветерок»

Чтение
кубиков
Зайцева
Динамическа
я пауза
Попевка
Пересказ с
опорой

язычка.
Для этого берем лопатку.
Упражнение «лопатка»
Упражнение
«непослушный язычок»
Упражнение «Горка»
«Дуй по горке»
Когда мы дули с Вами на
горку, какой мы
произносили звук?
Звук С. Ребята, давайте
уточним, что происходит
с нашими органами
артикуляции?
Учитель-логопед
объясняет детям, что
зимой дует холодный
ветер. А когда дует ветер,
на улице начинается
метель. Посмотрите,
ребята на картинке
снежинки заблудились в
лесу, давайте поможем им
долететь до Снегурочки?
На своих подносах с
манной крупой мы
нарисуем снежинки,
подуем себе на ладонь
холодным ветерком,
чтобы снежинки не
растаяли. С-С-С, а теперь
снежинки полетели,
рисуем дорожки.
Ребята, Какой буквой
обозначается звук С?
Кто сможет найти эту
букву на кубике?
Молодцы, проговорим
этот кубик?
А теперь споем песенкупопевку с этими слогами.
Попевка «Лиса»
Какое животное было в
нашей песенке?

Выполнение
упражнений,
ответы детей.

Выкладывание
схемы: «Образ
звука»
Рисование на
подносе манкой с
опорой на
картинку

Работа с кубиками
Зайцева.

Попевака «Лиса»
Пересказ с опорой.

3.
Заключитель
ная часть

Обобщение
полученных
знаний,
повторение
пройденного
на занятии
материала.

Послушайте про нашу
лису сказку. Пока я ее
рассказываю, вы
попробуйте сказку
нарисовать на подносе с
манкой.
В густом лесу мало света
и солнца. Там растут
высокие сосны. За
соснами кустарник. В
кустарнике затаилась
смелая лиса.
Лиса сегодня пришла к
нам в гости.
Сейчас она посмотрит
ваши рисунки и
послушает Вашу сказку.
Ребята, лиса мне
рассказала, что когда она
шла к вам в гости, то
видела много
разрисованных морозом
окон. Она очень хочет
показать Вам эти узоры.
Ребята, давайте еще раз
вспомним какая манная
крупа?

Рисование узоров
манной крупой на
картоне.

Вопрос - ответ,
беседа.

Свои зимние узоры вы
можете взять домой.

Приложение 2
Технологическая карта (конструкт) организации
совместной деятельности с детьми.
Тема: »Лето, грибы». Автоматизация звука Р.
Возрастная группа: дети 6-7 лет
Форма совместной деятельности: игровая.
Форма организации: групповая.
Учебно-методический комплект:

Средства:
наглядные: картинка «Грибы» Арбекова «Развиваем связную речь у детей с
ОНР»
мультимедийные: ноутбук, песня «Поезд Антошка», диск «Умница.
Энциклопедические знания»
оборудование: поднос- стол, манная крупа, котельные трубки
Достижение образовательных результатов: изучение свойств манной
крупы
Задачи:
1. Закрепит умение рисовать на подносе с манной крупой;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Автоматизировать звук Р;
Интеграция образовательных областей
1. Познание:
 Познакомить детей со свойствами манной крупы (сыпучая, легкая,
воздушная);
 Рассказать и показать наглядно , что манная крупа состоит из мелких
частиц крупинок.
2. Коммуникация:
Совершенствовать у детей диалогическую речь,
Учить детей отгадывать загадки.
3. Социализация:
 Учить детей приходить друг другу на помощь, договариваться.
4. Художественное творчество:
 Закреплять умение детей рисовать на подносе с манной крупой: круги,
линии и т.д.

Ход занятия
Этапы
Содержание Деятельность педагога
совместной
деятельности
деятельности

1.
Организацио
нный
момент.

Под музыку
дети входят в
кабинет.
Введение в
тему.

Просмотр
диска
«энциклопед
ические
знания»
Грибы.

Логопед: Здравствуйте,
ребята! Поднимите
ладошки выше и сложите
перед собой, что же
вышла? Мостик вышел.
Мостик крепкий и
прямой. Через мостик
ходят в гости. Я сегодня
пришла к вам в гости.
Поднимите ладошки
выше и сложите над
головой. Что же вышло?
Крыша вышла, а под
крышей мы с тобой.
Мы друг другу
улыбнемся, станем
друзьями и отправимся в
путешествие в летний лес.
Внимание на экран. Что
же мы увидим в лесу?

Деятельность
детей, выполнение
которой приведет к
достижению
запланированных
результатов
Ответы детей

Что вы увидели, ребята?
Какие это грибы.
2.Основная
часть.

Артикуляцио Ребята, что нам
нная
понадобится для сбора
гимнастика
грибов?
Правильно – корзина.
Давайте надуем щечки и
сделаем корзинку.
Упражнение «заборчик»,
«лопаточка», «лошадка»,
«грибок»
Автоматизац
ия звука Р в
слогах,

Ответы детей.
Выполнение
упражнений
артикуляционной
гимнастики.

Ребята, перед
Работа с кубиками
выполнением следующего Зайцева
задания, давайте

словах,
предложения
х.
Чтение
слогов на
кубике
Зайцева.

повторим чистоговорку,
вместе с кубиком.
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры – собираем мы
грибы.
Ро-ро-ро – ой, грибов у
нас полно.
Ру-ру-ру- продолжаем мы
игру.
Перед вами картинки с
Работа с манной
изображением грибов,
крупой
давайте рассмотрим ее,
что это за грибы?:
мухомор, боровик,
бледная поганка,
подосиновик,
подберезовик.
Рядом с рисунком
каждого гриба, есть
квадратик. При помощи
манки, закрасьте синим
цветом, только те
квадраты, если в названии
гриба есть звук Р.
Обведите в кружок
маркером только
съедобные грибы.
Молодцы.

Пересказ с
опорой

3.

Обобщение

Сравните грибы между
собой, составьте
предложения по образцу,
с опорой на схему.
Пример: У боровика
коричневая, круглая
шляпка. Толстая белая
ножка. Это съедобный
гриб.
У мухомора круглая,
красная шляпка с белыми
крапинками, тонкая
длинная ножка. Это
ядовитый гриб.
Ребята, а теперь давайте

Составление
предложений с
опорой

Рисование грибов

Заключитель
ная часть

полученных
знаний,
повторение
пройденного
на занятии
материала.

нарисуем при помощи
разноцветной крупы гриб,
который вам больше всего
понравился, используя
трафареты. Или можете
работать самостоятельно.

цветной манной
крупой по
трафарету или без
него.

Что мы сегодня узнали о
грибах?

Вопрос- ответ,
беседа.

Приложение 3
Технологическая карта (конструкт) организации
совместной деятельности с детьми
Тема: »Весна»
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Форма совместной деятельности: игровая.
Форма организации: групповая.
Учебно-методический комплект:
Средства:
мультимедийные: ноутбук, песня «Поезд - Антошка»
оборудование: поднос- стол, манная крупа, котельные трубки
Достижение образовательных результатов: изучение свойств манной
крупы
Задачи:
1. Закрепит умение работать с нетрадиционной техникой рисования;
2. Развивать у детей образное мышление;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Упражнять детей в четком звукопроизношении;
Интеграция образовательных областей
1. Познание:


Познакомить детей со свойствами сухой манной крупы (сыпучая,
легкая, воздушная);



Показать, что манная крупа состоит из мелких частиц - крупинок.
2. Коммуникация:
Совершенствовать у детей диалогическую речь,
Учить детей отгадывать загадки.
3. Социализация:



Учить детей приходить друг другу на помощь, договариваться
4. Художественное творчество:



Закреплять умение детей рисовать линии, круги, точки на манной
крупе
Ход занятия
Этапы
Содержание Деятельность педагога.
совместной
деятельност
деятельности и.
.

1.
Организацио
нный
момент.

Под музыку
дети входят
в кабинет.
Введение в
тему.

Дети заходят в кабинет
логопеда, их встречает
игрушка Миньон.
Зайчонок: Здравствуйте,
ребята! Давайте
знакомится? Меня зовут
Миньон. А вас?
Логопед: Миньон, живет
на далекой планете, он
недавно прилетел к нам в
гости и много не знает.
Поможем ему? Я загадаю
вам загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда
это бывает?

Физ.
минутка
«Поезд
Антошка»

Правильно, ребята, в
загадке спряталась весна.
Весна приглашает нас в
весенний лес. Ребята,
хотите поехать в гости к
весне?

Деятельность
детей, выполнение
которой приведет к
достижению
запланированных
результатов.
Ответы детей.

Выполнение
движений под
музыку.

Д: Да
В: Скажите, ребята, на
чем можно отправиться в
путешествие?
Д: На поезде, самолете…
В: Хорошо. Все
правильно. Сегодняшнее
путешествие я предлагаю
совершить на поезде.
Мы едем до станции
«Весна».
Проходите в поезд и
занимайте места.
2.Основная
часть.

В.: Ребята, мы попали в
весенний лес. Послушайте
кто-то плачет? Это Зайка.
Что с тобой случилось?
З.: Была у меня избушка
лубяная, а у лисыледяная. Пришла весна у
лисы избушка растаяла.
Она выгнала меня из
моего домика. Мне не где
жить. Помогите,
пожалуйста ребята
построить мне дом.
В.: Поможем? Для того
чтобы нам построить дом,
нужны будут трафареты:
геометрических фигур
(квадрат, треугольник,
прямоугольник, круг).
Сначала мы будем
строить сам дом, для
этого мы возьмем
геометрическую фигуру
по выбору. В кулак руки
наберем манную крупу и
насыплем ее вовнутрь
любой геометрической
фигуры. Пока крупа
сыплется, произносим
звук С. Уберем трафарет.

Ответы детей:
катание на
коньках, катание с
горки, снежки…
Выполнение
упражнений,
ответы детей.

Пальчиковая
гимнастика

Для того, чтобы нам
Выполнение
приступить к работе,
пальчиковой
давайте подготовим наши гимнастики
пальчики.
На поляне дом стоит.
( Треугольник из
пальчиков)
Но а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем.
( Разводим пальчики в
разные стороны)
В этот домик приглашаем.
Стол стоит на толстой
ножке. ( «Рога» из
пальчиков)
Рядом стульчик у окошка.
(«Рожки» )
Два бочонка под столом.
( «Колечки»)
Вот такой я видел дом.
(«Треугольник)

Аппликация
из манной
крупы.

Хорошо мы с вами
Работа с кубиками
потрудились. Размялись.
Зайцева.
Набрались сил.
Теперь можно строить
дом.
Аккуратно, ребятки,
работаем с крупой, не
рассыпаем везде, только
на столе-подносе Зайка,
посмотри, какие красивые
дома получились у ребят.
З: Ой, ребята. Сколько
домов. Мне даже лису
стало жалко, что она в
старой избушке будет
жить
Интересно, что она сейчас
делает? Хотелось бы
узнать.
В.: Ребята, посмотрите на
экран, мы узнаем, что
делает Лиса. И
подпевайте мне.

Динамическа
я пауза.
3.
Заключитель
ная часть

Дети вместе с педагогом
поют попевку «Лиса»
Обобщение
полученных
знаний,
повторение
пройденног
о на
занятии
материала.

Красивые получились у
нас домики. Легко было
их строить из крупы? А
как вы думаете почему?
Какая она Манка?
Ребята, разрешим и лисе
выбрать себе новый
домик?

Вопрос- ответ,
беседа.

Приложение 4
Мастер класс для родителей и педагогов
Задачи работы с детьми:
1. Совершенствовать зрительно-моторную координацию;
2. Развивать навыки сотрудничества, монологическую речь, логическое
мышление.
3. Развивать тонкую моторику рук;
4. Формировать активность при общении с взрослыми и другими детьми,
умение работать в команде, приходить на помощь.
Задачи работы с родителями и педагогами:
1. Повысить педагогическое мастерство родителей и педагогов;
2.Познакомить родителей и педагогов с

техникой рисования на манной

крупе;
Интеграция образовательных областей:
1. Познание:
Познакомить родителей и педагогов с разнообразными приемами рисования
на манной крупой.
2. Коммуникация:
Формировать самостоятельность, активность при общении с взрослыми и
другими детьми;

3. Художественное творчество:
Совершенствовать технику рисования кругов, линий, рисунков простых по
композиции на манной крупе;
4. Музыка: аудиозапись «Поезд Антошка»
Материал и оборудование: поднос, манная крупа белого цвета, цветная
манная крупа, трафареты геометрических фигур, трубки для коктейля,
игрушка Зайка.
Предварительная работа: проведение эксперимента с манной крупой,
изготовление аппликаций из белой и цветной манной крупы .
Ход мероприятия:
Ведущий: Уважаемые гости, сегодня мы вас приглашаем отправиться в путь.
Наши помощники научат Вас создавать картины из манной крупы. Ребята
выступят в роли мастеров. Они будут мне помогать.
Сейчас предлагаю занять места в поезде и отправиться в путешествие.
(Дети и родители, педагоги встают друг за другом и имитируют ход поезда)
Под музыку «Поезд Антошка»
Первая остановка «Станция зимний лес»
Ведущий достает игрушку Зайку. Друзья! Кто нас встречает?
Дети: зайка
Ведущий: правильно зайка
Посмотрите, ребята, у зайки что-то случилось, он грустит.
Зайка, зайка, что с тобой? Что ты невеселый?
Заяц: Я потерялся.

Дул сильный ветер, мела метель, шел снег. Дорогу

замело. Как до дому доберусь не знаю.
Дети: Поможем мы тебе зайка.
Ведущий: Проходите к столу.
(Участники занимают места за столами, на которых стоят подносы с сухой
манной крупой.)

Устраивайтесь, удобнее мы научим вас делать снег. Наберите манную крупу
в ладонь и осторожно просейте его между пальцами. Тонкие струйки крупы
похожи на идущий снег.
(Родители и дети выполняют упражнение «Снежок»)
Ведущий: Ребята, нам нужно найти дорогу для зайки и отправить его в
домой.

Сильный ветер перемещает

снега и рисует на них узоры. Вы

сможете создать свой ветер. Возьмите трубочки для коктейля, подуйте в них
и постарайтесь струей воздуха сделать на поверхности крупы ямки и
канавки. Помните: крупа не должна попадать в трубочку. Потом разровняйте
поверхность и попробуйте выдуть простой узор из ямок-точек и линийканавок.
А теперь при помощи трубочки для коктейля сдуем дорогу. Ваша задача
нарисовать несколько тропинок.
Посмотрите друзья, вот и дорогу для зайки нашли.
(Родители и дети выполняют упражнение «Ветер». По окончанию работы
дети и родители рассматривают узоры)
Ведущий: Хорошо, Зайке мы помогли, пора нам выбрать правильную дорогу
до его домика. А для этого нужно правильно нарисовать следы Зайчонка.
Наши мастера-помощники будут рисовать, а родители отгадывать.
Рисуем след кулачками, ладонью, ребром мизинца и несколькими
пальчиками одновременно. Посмотрите, сколько разных следов у вас
получилось. Какой след нам подходит?
Дети и родители отвечают.
Ведущий: теперь посмотрите на картинку следа, правильно мы с вами
угадали? Молодцы! Зайчонку мы помогли и снова в путь.
Сейчас предлагаю занять места в поезде и отправиться в путешествие.
(Дети и родители, педагоги встают друг за другом и выполняют движения
под музыку)
Под музыку «Поезд Антошка»
Вторая остановка «Деревня»

Ведущий: Зайка, где же твоя избушка?
Зайка: Нет моего теремка, кто-то его сломал.
Ведущий: Давайте, поможем Зайчику, построим его теремок? Для начала
соберем наш теремок из кубиков. Хорошо справились с работой. Давайте
построим

домик

из

трафаретов

геометрических

фигур

(квадрат

и

треугольник). Затем набираем в ладонь манную крупу и насыпаем в
трафарет по всей площади. Молодцы! Теперь вокруг нарисуйте травку при
помощи расчесок.
Зайка: Спасибо, ребята. Большой, теплый теремок вы построили.
Ведущий: Нам пора идти дальше. Ой, а впереди речка. На чем мы реку
переплывем?
Дети: На корабле, на лодке.
Ведущий: Хорошо можно поплыть на корабле, переплыть на лодке.
Чтобы переплыть нужно нам корабль построить. На ваших столах есть
трафареты. Выбирайте цветную манку. И разукрашивайте кораблики.
(Выполнение аппликаций). Дети вместе с родителями рассматривают свои
работы.
Ведущий: Хорошее получилось у нас путешествие, но, к сожалению, нам
пора отправляться в детский сад. Занимаем места в поезде.
Завершили мы сейчас
Наш веселый мастер-класс.
Постарались мы для вас.
До свиданья, в добрый час!
Приложение 5
Дидактические игры
«Маленький-большой»
Цель - учить детей различать геометрических фигур, размер фигур,
побуждать проговаривать в речи название геометрических фигур, размер
геометрических фигур большой, маленький.

Правило –

используя

трафареты

изготовить

из

манной

крупы

геометрическую фигуру.
Материал – манная крупа, поднос, трафареты геометрических фигур (круг
(большой- маленький), квадрат (большой-маленький), треугольник
(большой- маленький).
«Волшебный мешочек»
Цель – учить детей узнавать предметы по признакам.
Игровое правило - отгадывать знакомый предмет на ощупь.
Материал – два мешка с разным наполнителем (первый мешок – манная
крупа, второй мешок – крупа- фасоль).
«Кто лишний?»
Цель – Учить детей замечать ошибки, развивать фонематический слух,
внимание, умение доказывать правильность своих суждений.
Правило – по трафарету или в свободном рисовании изобразить на подносе с
манной крупой слова на заданный звук. Закрывать карточкой только ту
картинку, в которой отсутствует автоматизируемый звук.
Материал – манная крупа, поднос, трафареты, картинки
«Письмо на манке»
Цель: подготовка к письму, утончение мелкой моторики.
Материал: набор с буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной
крупой, либо стол с подсветкой, тонкая палочка .
Правило:
Первый вариант: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Сначала
обводит пальцам букву . Затем он делает пальцами то же движение, только
на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение
можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого подхода.

Второй вариант: то же самое упражнение можно проделать с помощью
карандаша, обведите ею сначала букву, а потом повторите ее очертания по
манке.
«Цветная аппликация»
Цель – автоматизация звуков, выполнить аппликацию при помощи цветной
манки, учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости (подносе).
Правило – разукрашивание аппликации при помощи цветной манки.
Выбрать на рисунке и разукрасить только те предметы, в названии которых
есть автоматизируемый звук. Выбрать цвет манной крупы на определенный
звук и разукрасить рисунок.
Материал – поднос, манная крупа разных основных цветов, картинки.
«Найди по описанию»
Цель - учить детей узнавать предметы по описанию, не называя его,
развивать наблюдательность, воспитывать умение находить предмет по его
характерным признакам, воспитывать выдержку. Развивать активный
словарь.
Правило – один из участников по трафарету или в свободном рисовании
изображает на подносе с манной крупой слово на заданный звук. Описать
загаданное слово при помощи вопросов: что это? Где растет/ водится? Цвет?
Форма? И т.д. Другие участники – отгадывают и сверяют ответ с рисунком.
Материал - поднос, манная крупа, трафареты.

Приложение 6
Диагностика уровня речевого развития дошкольников
Обследование звукопроизношения


Изолированный звук – «Назови звук»



Звук в словах – «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б.)



Звук в предложениях – «Повтори за мной»

Са-са-са, са-са-са в том лесу живет лиса.
Си–си-си, си-си-си апельсины принеси.
За-за-за, за-за-за в лесу бегает коза.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи Зине куклу привези.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо у мамы доброе лицо.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши у машины шины.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи жили-были ежи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча у меня два мяча.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу щуку в речку отпущу.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли по малину в лес пошли.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша лодка поплыла.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра заплясала детвора.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю брюки будут к сентябрю.
Фонематический слух
Игра «эхо»: повтори за педагогом
Па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па
«Повтори»
Кот-год-кот, том-дом-ком, удочка-уточка, крыша-крыса, полено-колено,
мишка-миска-мышка

«Внимательные ушки» хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.
С: сок, дом, зайка, лодка, кулак, трава, сом, сайка, собака
З: зонт, изба, малыш, кулак, зеркало, мотоцикл
Ц: цыпленок, корзина, холодильник, дом, цирк, цветок
Ш: папа, шуба, тетрадь, машина, шапка, елка, лиса
Л: лампа, медведь, волк, куртка, сад, глобус, стол
Ль: лимон, коридор, марка, соль, плита
Р: рак, щука, мухомор, рыба, компас, солнце
Рь: бабушка, дедушка, река, месяц, фонарь
Словарный запас использован дидактический материал по обследованию
речи детей О.Е.Грибовой, Т.П. Бессоновой
«Назови, что это» (обобщающие слово)
Картинки с изображением животных, фруктов, транспорта, птиц.
«Кто, что делает»
Подбор слов-действий к именам существительным по сюжетным картинкам.
Парикмахер что делает? (стрижет), врач что делает? (лечит), Что делает
шофер (водит машину), Библиотекарь что делает? ( выдает книги), Повар
что делает? ( готовит еду), Художник что делает? ( рисует)
«Подбери слова» ( синонимы)
Большой- огромный, громадный
Смелый- храбрый, отважный
Тайна- секрет, загадка
«Скажи наоборот» (умение образовывать слова-действия с помощью
приставок) с опорой на сюжетные картинки
Наливать-выливать, входит- выходит, приклеить- отклеить, собиратьразбирать.
«Подбери ряд слов» с опорой на картинки.
Девочка что делает? – рисует, пишет, играет
Бабушка что делает? - вяжет, готовит, читает
Собака…- лает, бегает, охраняет

Грамматический строй речи (составление предложений, словоизменение,
словообразование, употребление грамматических форм)
«Понимание и употребление предлогов»Составь предложения по картинкам и
вопросам где?(куда?), откуда?. Покажи картинку послушав предложения.
Кот лежит на стуле.
Кот прыгает со стула.
Кот ходит около стула.
Кот спит под стулом.
«Назови правильно» ребенку предлагается изменить слова глаголы с опорой
на картинку: шить, петь, танцевать.
Она идет, мы поем, я танцую
Употребление падежных форм существительных»
Картина с изображением леса летом.
Чего много в лесу? Куда идут дети? Что в корзине у девочки? И т.д.
Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательного, по сюжетной
картинке, по серии сюжетных картинок, из собственного опыта.)
«Расскажи сказку колобок»

Обобщение диагностики: отмечается не только отсутствие или замена
звуков у детей , но и отчетливость, ясность произношения. Результаты
обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается
правильное произношение; знаком (-) – пропуск звуков, при замене звуков в
соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения.

Критерии оценки уровня функции
1. Фонематические процессы
 Опознает звуки раннего онтогенеза. Повторяет слоги, простые
слова.
 Не дифференцирует оппозиционные звуки.
 С заданием справляется, но допускает единичные ошибки.
 Фонематические процессы в норме.
 Словарный запас
0. В речи преобладают только жесты и звукоподражание.
 Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном
использует существительные и глаголы.
 Использует все части речи, на бытовом уровне.
 Активный словарь близок к возрастной норме.
 Активный словарь соответствует возрастной норме.
 Грамматический строй речи
0. В речи присутствуют отдельные не связанные между собой
звукоподражания и простые слова.
 Речь грубо аграмматична.
 Допускает большое количество ошибок при словоизменении и
словообразовании.
 Допускает единичное количество ошибок при словоизменении и
словообразовании.
 Грамматический строй соответствует возрастной норме.
 Связная речь
0. Фразовой речи нет.
1. В речи присутствует простая фраза.
2. В речи преобладают простые малораспространенные
предложения.
3. В речи употребляет преимущественно простые предложения,
использует сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
4.Умеет построить рассказ, пользуясь простыми
распространенными предложениями и предложениями сложной
синтаксической конструкции.
Речь детей оценивается в бальной системе.

Условные обозначения:
1б. – низкий уровень (Н)
2б. – уровень ниже среднего (Н/С)
3б. – средний (С)
4б. – высокий (В)
Критерии:
Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков
родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при
произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения
Нижнесреднего - дифференциация звуков невозможна, полиморфное
нарушение звукопроизношения.
Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их
дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания.

Список литературы
1.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения.М., ТЦ Сфера, 2005.-64с.

2.

Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических
функций // Собр.соч.: В 6т. – Т. 1 . – М.: Педагогика, 1982.

3. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей // СПб., 2007
4.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников. – СПб.: Союз, 1998.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Пособие

для

воспитателей

и

заинтересованных

родителей.

СПб.,

КАРО,2008.-96 с.
6.

Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием! – М.: Изд-во Гном,
2006.

7.

А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика.// Академа, 2002.
Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика // М.; 2005

8.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Сайт http://mama.ru/articles/chtenie-po-bukvam-metodika-marii-montessori


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».