Проект по патриотическому воспитанию дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 13 «Журавушка» Невьянского городского округа

Методическая разработка проекта
по патриотическому воспитанию
дошкольников
«Мой город»

Ф.И.О. автора: Непеина Елена Игоревна
Должность: учитель-логопед МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка»

Пояснительная записка
Направление работы: развитие речи дошкольников. Разработка проекта по
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Проект: краткосрочный
Срок реализации: ноябрь 2016 года
Форма проведения: логопедическая спартакиада
Тема: «Мой город»
Участники: дети, родители, учитель-логопед, воспитатель
Возрастная группа: дети 6-7 лет
Актуальность проекта: город, в котором мы родились, играет важную
роль в жизни любого человека. Знания,

полученные ребенком об

окружающем мире, имеют большое значение для формирования личности.
Одним из

важных знаний, приобретенных

ребенком в дошкольном

периоде, являются знания об окружающем мире, о своей Родине. В ходе
совместной деятельности с детьми, мной было замечено, что дети не всегда
понимают, какую роль в их жизни играет место их проживания. Их малая
Родина. Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке, с любви к своему
дому, улице, на которой он живет, детскому саду и своему городу. Яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача

воспитания

чувства

патриотизма,

любви

к

малой

Родине

традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показали
необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее
новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы
организации

педагогического

процесса

по

ознакомлению

детей

с

особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы
станет реализация данного проекта. Он поможет детям усвоить сложный
материал через совместную игру и поиск решения проблемы, тем самым,
делая познавательный процесс, интересным и мотивационным, развивая

творческие

способности

дошкольников,

помогает

самому

педагогу

развиваться как творческой личности.
Целью

данной

работы

является

формирование

представления

воспитанников о малой Родине – городе Невьянске.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
• Активизировать и расширять словарь детей по теме "Мой город"
определениями, глаголами;
• Упражнять

в

преобразование

существительных

с

уменьшительно-

ласкательными суффиксами и существительных во множественном числе.
Коррекционно-развивающие
• Развивать навыки речевого общения.
•

Корригировать логическое мышление, творческие и композиционные

способности, воображение воспитанников;
• Совершенствовать координацию речи с движением, плавность и силу
голоса.
Коррекционно-воспитательные
• Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
•

Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая

Родина

–

это

место,

где

он

родился,

где

прошло

детство;

• Продолжать знакомить с достопримечательностями города Невьянск.
Ресурсное обеспечение: обручи, мячи, картинки с изображением животных,
два листа формата А 4 со словами НЕВЬЯНСК, УРАЛ, карандаш, листок (2
шт.), резиновые мячи для прыгания, картинки для конкурса № 5.
Музыкальное
Д.Сидорова

сопровождение:

Мариэтта

Голуби,

музыка

и

слова

Этапы проведения проекта:
I этап. Информационно-накопительный.
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ литературы, интернет ресурсов для взрослых и детей по
заданной теме.
2 этап. Подготовительный:
1. Подготовка атрибутов для оформления зала и материала для эстафет.
2.

Изготовление совместно

с детьми

пригласительных

билетов на

спартакиаду.
3. Комплектование команд: по 6 человек детей и родителей в каждой
команде.
4. Консультация родителей по выполнению рекомендаций логопеда.
5. Подготовка эмблем для команд, грамот, музыкального сопровождения.
6. Проведение занятий познавательного цикла.
7. Оформление альбома «Достопримечательности моего города».
8. Оформление дидактических игр по краеведению.
9. Туристические прогулки по городу в рамках занятий с работниками музея.
3 этап. Заключительный.
1. Логопедическая спартакиада .
2. Выставка продуктов детской деятельности «Невьянск - мой город».
План реализации проекта
Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Срок
реализации

Повышение интереса

Воспитатель,

Беседа «С чего

детей к знанию с

учитель-логопед

начинается Родина?».

историей

НОД : «Путешествие в

возникновения родного

прошлое». Знакомство

города.

детей с легендой о

Воспитание любви к

городе.

родному городу, краю.

Для детей

Викторина «Ты знаешь

1-я неделя

свой город?».
Для родителей
Круглый стол:
«Участвуем в проекте

Активизация родителей

«Патриотическое

к совместной работе по

воспитание детей

созданию условий для

дошкольного возраста».

реализации проекта.

Помощь в подборе
художественной
литературы о городе;
иллюстраций,
фотографий, наборов
открыток.
Для детей

Углубление знаний о

НОД «Путешествие по

родном городе, его

родному городу».

культурных ценностях.

Учитель-логопед 2-я неделя

Вовлеченность
Оформление альбома

родителей в

«Достопримечательности

реализацию плана

моего города».

проекта.

Для родителей
Посещение
краеведческого музея.
Целевые прогулки к
достопримечательностям
города.
Оформление
фотовыставки «Я и мой
город».

Родители

Для детей

Обогащение знаний

Разучивание стихов о

детей посредством

городе.

художественной

Учитель-логопед 3-я неделя

литературы.
Для родителей
Совместная творческая

Повышение интереса в

деятельность детей и

реализации плана

родителей: изготовление

проекта.

поделок на тему: «Мой

Реализация

город- Невьянск».

совместного творчества
родителей и детей.

Для детей и родителей
Изготовление эмблем.
Логопедическая
спартакиада « Мой
город»

Обобщение

Учитель-

полученных знаний

логопед,
родители

4-я неделя

Логопедическая спартакиада «Мой город»
Организационный момент
1. Выход команд. Ведущий: Здравствуете, дорогие участники и гости
спартакиады. Сегодня мы проводим игры здоровья, в которой стать
чемпионом может каждый из вас. Стройная фигура - это здоровье, хорошая
память – это здоровье, красивая, чистая речь- это тоже здоровье. Поэтому
наша спартакиада сегодня непростая, а логопедическая.
2. Представление жюри.
3. Итак, сегодняшние участники - это воспитанники подготовительной
группы и их родители. Команда «Говорок» и команда «Болтунишки».
Давайте командам предоставим возможность поприветствовать друг друга.
Приветствие команд
Команда «Почемучки»:
Научились говорить
Правильно все звуки.
Мы хотим умнее стать!
Преуспеть в науке!
Команда «Знайки»:
Изучили мы слова.
Фразы, предложения.
Будет речь у нас,
Красивой без сомненья!
Основная часть
1. «Разминка»
Вопрос-ответ:
 Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
 Как

зовут президента нашей

страны?

(Путин

Владимирович)
 Столица России? (Москва)
 Как называется наш город? (Невьянск)
 Как называются жители нашего города? (невьянцы)

Владимир

 Как называют башню в городе Невьянске (наклонная)
2. Эстафета «Словотворчество»
Командам

нужно придумать как можно больше маленьких слов из двух :

Невьянск, Урал
Участники команды (дети) прыгают на резиновых мячах, допрыгивают до
ведущего, называют слово. Обратно бегом. Другой участник добегает до
ведущего, называет слово и обратно скачет на мяче.
Ведущий записывает слова. Побеждает та команда, которая придумала
больше слов.
Варианты ответов: сук, лак, як, ура, Нева, вена, Яна, Аня, Лена, руль, явь, и
т. д.
3. Просмотр видео ролика о Невьянске
4. Эстафета « Веселый мяч»
Ведущий: Ребята, сколько интересного мы узнали о своем городе. Сейчас
мы проверим, какие вы были внимательные. Поиграем в игру «Веселый
мяч».
Родители и дети встают в шеренгу напротив друг друга. Родитель кидает
ребенку мяч и называет слово, которое имеет отношение к родному городу,
ребенок перекидывает мяч обратно и называет слово во множественном
числе.
Побеждает та команда, которая придумала большее количество слов и не
допустила ошибок.
Варианты ответов: дом - дома, магазин - магазины, улица - улицы, клумба клумбы, дерево - деревья, башня - башни, забор - заборы, школа - школы и
т.д.
5. Эстафета «Четвертый лишний»
Команды строятся в шеренгу, перед ними препятствие в виде разложенных
обручей.

Ведущий задает вопросы. По команде «Марш!» первый участник бежит к
обручу, в котором разложены картинки, выбирает лишнюю картинку и несет
ее на мягкий куб. Бежит обратно и передает эстафету следующему и т.д.
Задания в обручах:
вопрос 1: Какого здания нет в нашем городе? Картинки – вокзал, музей,
аквапарк, детский сад
ответ ( лишняя картинка) : аквапарк
вопрос 2: Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе?
Картинки: автобус, такси, троллейбус
ответ (лишняя картинка): троллейбус
вопрос 3: Какие деревья не растут в городе Невьянске? Картинки- ель,
береза, рябина, пальма.
ответ ( лишняя картинка): пальма
вопрос 4: Какие животные водятся в лесах Урала?
Картинки: слон, волк, заяц, медведь
ответ (лишняя картинка): слон
Ведущий: Пока жюри подводят итоги, мы послушаем стихи о нашем городе.
На уральских горах в непокорном краю,
Где таежная глушь подымает зарю,
Где безмолвные сосны ушли в небеса,
Здесь могучие горы Урала краса.
Здесь Демидов построил литейный завод,
И он пушки поставил Петру в тот же год.
И вознесся Невьянск на Уральской земле.
О его мастерах говорили везде.
И в Европе самой восхищались все им,
Говорили, что он как в Италии Рим.
Награждение команд

Анализ занятия
Любовь к родному городу - это начало патриотизма и первых чувств
гражданской

ответственности.

Ребенку

дошкольнику

очень

трудно

воспринять такие сложные, казалось - бы, слова, поэтому занятие
разработано в игровой,

форме совместно с самыми близкими людьми в

жизни ребенка - их родителями. В ходе мероприятия рассказывается об
объекты, которые окружают ребенка в обычной жизни.
В представленном занятии, используются наиболее интересные и
результативные формы работы с дошкольниками - подвижные, тематические
игры с мячом, обручем; речевые методики.
Методика «Формирования грамматического строя речи» - изменение слов
по падежам, согласование существительных с прилагательными в роде и
числе, употребление предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов, образование
множественного числа существительных. На примере игры с мячом дети
образовывают множественное число существительных.

Составление

коротких слов из заранее заданного длинного слова.
Методика

«Исключение

лишнего»-

дети

самостоятельно

выделяют

картинку, которая отличает от остальных по какому-либо признаку. Дают
принципа речевое обоснование выделения картинки.
Видео экскурсия (просмотр мини – фильма о Невьянске)
Ожидаемые результаты:
- Сформированы знания детей о родном городе: история, символика,
достопримечательности.
- Сформированы у детей навыки патриотизма: любовь к родному городу,
краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Сформировано у детей бережное отношение к родному краю, желание
принимать

активное

участие

в

выставках,

конкурсах,

спортивно-

патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения
с взрослыми.

Список литературы:
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. Москва, 2000г.
2. Антонов Ю.Е., Левина Л.В. « Как научить детей любить Родину» АРКТИ,
Москва, 2003г.
3. Владимир Бабкин стих «Невьянск»
4. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психологопедагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая
школа, 1998 г.
5. Кондрыкинская Л.А. « С чего начинается Родина?» СФЕРА, Москва, 2004 г.
6. Видео ресурсы : фильм «Невьянск «, DN studio/ domnikita. 2014г.

Приложение:
1. Образцы эмблем:

2. Задание «Четвертый лишний «

Аквапарк

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Музей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».