Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Журавушка» Невьянского городского округа Методическая разработка занятия по формированию основ патриотизма у дошкольников через приобщение к общечеловеческим ценностям Ф.И.О. автора: Михайлова Татьяна Павловна Должность: воспитатель МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка» Пояснительная записка Актуальность «формирование основ патриотизма у дошкольников» заключается в том, что в современном обществе утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий. А в дошкольном возрасте каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для патриотического воспитания: на занятиях решаются задачи познавательного развития, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности – уважение к людям труда, бережливость, чувство ответственности и долга. Тема: «Родной край» Цель: ознакомление с окружающим, беседа о родном крае с элементами аппликации. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с произведением К. Ушинского «Наше Отечество»; - помочь заучить четверостишие о Родине; Развивающие: - учить составлять рассказ по картинке – схеме; - развивать монологическую речь, творческое воображение детей; Воспитательные: - воспитывать нравственно-патриотические чувства к родному краю; - учить детей ценить красоту родной природы. Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность Возрастная группа дети старшего дошкольного возраста Оборудование: текст произведения К. Ушинского «Наше Отечество»; заготовки к аппликации (зайчик, ѐжик, листочки, грибы, облако, солнце и лучики, птички и цветы); клей-карандаш; цветные карандаши, лист бумаги – формат А 4; мольберт или фланелеграф. Ход. А. (Дети встают в круг, приветствуют друг друга и воспитателя, воспитатель читает произведение К. Ушинского «Наше Отечество») Наше Отечество. «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовѐм Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовѐм еѐ потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всѐ в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает нас и бережѐт нас от всяких врагов. Много есть на свете и краше России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». Вопросы детям: 1.Почему мы зовѐм Россию - Отечеством, - Родиной, - Матерью. 2. Подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу - Жить – Родине служить. - Всякому мила своя сторона. Б. (Дети рассаживаются по местам) - Сегодня мы с вами художники. Будем составлять картину доброго, весѐлого осеннего дня. - И так. Ярко светит солнце. (Дети приклеивают красный круг, а воспитатель крепит красный круг на мольберте). - Солнышко посылает свои лучи. (Приклеивают лучи). - По небу плывут белые, голубые, розовые облака. (Приклеивают облака и далее все действия по тексту). - Пролетает стая голубей. - Из травы видны цветы. - Облетают с деревьев листья жѐлтые, красные. - Выглядывают грибы. - Радуются солнышку ѐжики, зайчики. - Вот какая у нас получилась картина. Вам понравилась картина? (ответы детей - Давайте составим по ней рассказ. – Какой день изображѐн?– Что говорит о том, что день хороший? – Что вы видите ещѐ? – Попробуйте рассказать о том, что видите на картинке? (рассказывают 2 – 3 ребѐнка) – Мы сейчас с вами создали уголок родной природы. Картину нашей Родины – России. (Вывешиваются таблички – «Родина», «Отечество», «Россия». Дети, умеющие читать, читают). В. Чтение четверостишия детьми. - «Что такое Родина?» - маму я спросила. Улыбнулась мама, развела рукой: «Это наша Родина, милая Россия, Нет другой на свете Родины такой!» (дети повторяют, запоминают) - У нашей Родины есть свой флаг – трѐхцветный. Какие три цвета у флага нашей Родины? (белый, голубой, красный) - ответы детей. - Нарисуйте флаг нашей Родины в правом верхнем углу листа. (Дети рисуют и раскрашивают). Итог: - Видите, как много вы узнали и сделали сегодня: (ответы детей) - слушали рассказ и отвечали на вопросы; - составляли картинку; - учили стихи; - рассказывали; - рисовали. Самооценка. Что вы сегодня себе поставите за работу? (Солнышко, тучка). Благодарю за работу! Анализ занятия Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Используемые оформлены. Их пособия размещение и достаточного размера, использование было эстетически рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. Занятие предусматривает смену деятельности. Беседа – стоя в кругу, выполнение аппликации, сидя на стульчиках за столами. В течение занятия утомляемости детей не наблюдается. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Составляли рассказ по картинке-схеме; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника; активизирован словарь детей за счет слов - Родина, Отечество, Россия; Художественное творчество: Совершенствовалось умение детей выполнять аппликацию. Использование картинки - модели «родного края», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу: Развивать монологическую речь; роль педагога сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностноориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)