Коррекция мелкой моторики в процессе рисования методом штрихографии.

25.02.2022

Обухова Надежда Владимировна

                                                                                     Учитель – логопед

 

Консультация для родителей

 

Коррекция мелкой моторики в процессе рисования методом штрихографии.

 

ШТРИХОГРАФИЯ - это методика, способствующая формированию графических навыков и речи дошкольников на основе развития мелкой моторики.

Для достижения большей выразительности в рисунке детей учат использовать разные виды штрихов: короткие и длинные ( «трава», «зебра», «лесенка», «шарик»), постепенно увеличивающиеся или уменьшающиеся ( «рыбки в аквариуме», «сосульки», «трава»), расположенный в несколько рядов («луг, поросший травой»).

Каждый вид штриховки осваивается детьми отдельно, что позволяет более тщательно отработать элементы этой техники рисования. Каждый этап работы протекает как процесс совместного творчества: педагог начинает, а дети дорисовывают, дополняют сюжет, используя  определенный вид штриха («Дорисуй забор дедушке Егору»).

На следующем этапе мы ставим задачу научить детей подбирать штрихи для изображения отдельных объектов. На занятии объясняется и показывается, что сильный или слабый нажим позволяет получать цвет разной интенсивности и передавать перспективу ( деревья, расположенные близко, нарисованы с сильным нажимом, а находящиеся далеко – со слабым).

Дети учатся менять направление штрихов и линий.  Волнообразным неотрывным штрихом – зигзагом изображают пруд (реку, море), в котором плавают утки (лебеди); отрывным штрихом – зигзагом – змею, а штрихом – зигзагом с постепенном удлинением – сосульки на крыше домов, траву. Используя вертикальные и горизонтальные штрихи, дети учатся изображать разные предметы: скатерть, корзину и т.п.

Чтобы повысить работоспособность  и заинтересованность детей, можно дать некоторым техническим приемам образные названия, к примеру «ветер колышет траву» - для отработки штриха с меняющимся наклоном; показать, как использовать штрих – зигзаг  горизонтальном направлении для изображения хвои на соснах и штрих с наклоном в одну сторону – для елей. Обращается внимание детей на то, что ветки у молодых елочек пушистые и растут вверх, поэтому их лучше рисовать отрывным штрихом, а ветки старой ели тяжелые и обвисшие, и поэтому для них больше подойдет штрих – зигзаг.

Наиболее сложным для детей является «штрих от центра круга»: они не всегда могут ритмично передать его. Педагог показывает, что отрывистыми штрихами из центра круга лучше получаются одуванчики, не отрывистыми – ромашки, астры. Когда педагог убеждается, что у большинства детей рука с карандашом  уверенно движется по плоскости, а изображение получается легким, воздушным, можно переходить к следующему этапу обученияХочу такой сайт

Второй этап – создание художественного образа – начинается со знакомства детей с законами композиции (равновесие, сюжетно – композиционный центр, заполнение листа, контрастность). Важно объяснить, что выразительность рисунка во многом зависит от удачного выбора штрихов и их расположения.

Результатом обучения детей рисованию методом штрихографии является заметная положительная динамика развития мелкой моторики, связной речи, звукопроизношения, психических процессов и навыков изобразительной деятельности.

Предлагаем практические рекомендации по предложенной методике коррекции мелкой моторики и развития речи:

 - рекомендуется использовать для рисования бумагу с шероховатой текстурой (штриховой рисунок получается более выразительным).

 - наряду с простым карандашом желательно использовать и другие принадлежности: шариковые ручки с черной пастой, гелевые ручки или авторучки с черной тушью или чернилами (в перспективе – цветные гелевые пасты), так как при использовании цветных карандашей по основе штрихового рисунка простой карандаш затушевывается и четкость штриха теряется;

 - более предпочтительна индивидуальная форма занятий.

- обязательно похвалить работу ребенка.

   

Просмотров всего: , сегодня:

логопед на сайт.doc (скачать)

Дата создания: 01.03.2022

Дата обновления: 01.03.2022

Дата публикации: 25.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».