РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

20.04.2022

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 

Воспитатели: Шабунина Светлана Васильевна

Цыпушкина Марина Викторовна

 

Каждому человеку, независимо от возраста, очень хочется чувствовать себя комфортно в семье.  Ведь семья – это то место, где тебя любят таким, какой ты есть и просто за то, что ты есть. Семья играет важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка.  Эмоциональная сфера ребенка - это его переживания, его отношение к предметам, людям, явлениям и событиям. И все это напрямую зависит от нас взрослых и наших действий. С каждым годом многие родители больше внимания уделяют развитию интеллекта у детей с самого раннего возраста, а вот эмоциональная сфера, к сожалению, остается без внимания. 

Современный темп жизни настолько велик, что взрослые перестали обращать внимание на многие «мелочи», без которых невозможно представить эмоциональное благополучие в семье. 

Родители - это значимые взрослые для ребёнка, они играют огромную роль в его жизни. Поведение родителей – это пример для подражания. Как ведёт себя родитель, так будет вести себя в будущем и ребёнок. Полученный в детстве опыт эмоционального отношения к миру является достаточно прочным и зачастую принимает форму установки.

Родительская любовь - жизненно необходимая потребность для любого малыша. Любовь же каждого ребёнка к родителям - беспредельна, безусловна, безгранична. Она выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического комфорта взрослеющего человека. Важной составляющей в развитии ребенка выступает психологический микроклимат семьи, который определяется в большей степени характером взаимоотношений между членами семьи, в первую очередь, родителей. Именно поэтому очень важно обеспечить комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка в семье.

Эмоциональное благополучие отражается в чертах поведения и чувствах ребёнка. И по нему можно судить о наличии у него сформированного базового доверия к миру.  Ребенок открыт, его мир безопасен. Формируется способность к эмпатии. Присутствуют положительные эмоции и чувство юмора. Эмоционально благополучный ребёнок, как правило, улыбчив, непосредственен, разговорчив, не криклив, не обижает других, слушает старших, доброжелателен.

В дошкольном возрасте ребенок знакомится с эмоциями, как способом реагирования на какие-то события, с названиями эмоций, учится определять их у себя, у родителей и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.  Самое главное в этом возрасте – научиться полноценно проживать весь спектр чувств, ведь эмоции не делятся на хорошие и плохие, как, к сожалению, ошибочно считают многие взрослые. Всем эмоциям есть место в душе человека. Как часто можно услышать от взрослых: «Не плачь!», «Чего ты плачешь, ты же мальчик!», «Расстроилась из-за какой-то ерунды!», «Не дерись, ты же девочка!». И таких высказываний достаточно много. Это и есть подавление эмоций ребенка, их обесценивание, то есть это то, что заставляет ребенка стыдиться себя и собственных эмоций. Чтобы этого избежать родителям было предложено следующее: проговаривать ребенку вслух те эмоции, которые он испытывает в разные моменты. Ведь когда малыш радуется, обижается, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом определяя их, ребенок понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.  Каждую эмоцию родители описывают через Я-сообщения: «Мне кажется, что, тебе сейчас не очень весело»; «Я заметил (а), что ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»; «Я вижу, ты очень растерян»; «Мне кажется, ты сейчас сердит, как тигр»; «Я так горжусь твоими увлечениями»; «Я радуюсь, когда ты радуешься»; «Сейчас я очень сержусь из-за разрисованных обоев»; «Я злюсь, когда меня не слышат».

Сравнивая чувства ребенка со сказочными персонажами, героями мультфильмов или супергероями, животными, явлениями природы, взрослые тем самым помогают ему понять самого себя. Также можно использовать пластилин, чтобы вылепить эмоцию; краски, чтобы отобразить на рисунке; песок, как обычный, так и кинетический, для проигрывания эмоций.

С помощью следующих вопросов можно побудить ребенка анализировать свое состояние: Тебе весело или грустно? Интересно или скучно? Ты обижен? Что ты чувствуешь по этому поводу? Что можно сделать, чтобы не было так обидно? грустно? скучно?

Можно научить ребенка распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение: полярных чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и т.д.); близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и т.д.).

Как для родителей, так и для психолога в детском саду, важной задачей выступает умение ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции, чему малыша и должны научить взрослые.

Чтобы создать благоприятную атмосферу в семье, родителям нужно следовать нескольким несложным правилам:

1. От того, как вы разбудите ребёнка, зависит его настрой на весь день.

2. У малыша обязательно должен быть режим.

3. Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Рассматривайте деревья, цветы, облака. Обсуждайте, на что это может быть похоже, придумывайте интересные истории об увиденном.

4. Встречая ребенка из детского сада, не спрашивайте у него что он сегодня ел, а спросите: «Как прошел твой день?», «Что интересного сегодня произошло?», «Чем вы занимались на прогулке, в группе?» и т.п.

5. Всегда радуйтесь успехам ребёнка. Поддержите его в момент временных неудач. Ведь поддержка так важна для формирования уверенной в себе личности. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Даже, если он что-то натворил, то он должен знать, что родители меньше за это его любить не будут.

 

Я предлагаю вам выполнить тест. Проанализировать его вы сможете сами. 

Тест очень простой. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

Тест «Кто я?»

Десять раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке.

Если некоторые родители задумаются и скажут, что 10 ролей - это много, подбодрите их, посоветуйте вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома, на даче ...

Когда работа закончена, родителям предлагается оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мама» или «Я папа». Если вы написали об этом в первую очередь, значит, родительская позиция для вас наиболее важна в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или очень загружены работой.

Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только предлагаем вам задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение - материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

Дошкольный возраст- наиболее подходящее время для того, чтобы вселить в ребенка уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные отношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

От полутора до двух лет

• все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные реакции;

• начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций;

• время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения;

• развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей);

• начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей);

• разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или «кодов» для передачи эмоций и чувств.

От двух до трех лет

• развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;

• все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей;

• проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;

• пытается выражать свои чувства с помощью слов;

• начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;

• ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.

От трех до четырех лет

• все больше упражняется в управлении эмоциями;Хочу такой сайт

• пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников);

• проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении;

• проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола;

• стремится к пониманию и обсуждению эмоций;

• начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.

От четырех до шести лет

• ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);

• начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

• становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;

• проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);

• ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

От шести до семи лет

• склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

• очень восприимчив к эмоциональным травмам;

• может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;

• формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;

• начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;

• чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;

• может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.

  

Симптомы эмоциональных проблем

От одного года до двух лет

• склонность к уединению;

• избыточное качание и позирование;

• отсутствие видимой тревоги при разлуке с родителями;

• чрезмерная отвлекаемость;

•частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева);

• лунатизм.

От двух до трех лет

• постоянная пугливость;

• неудачные попытки заговорить;

• неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;

• напряженные и длительные конфликты с братьями или сестрами;

• избыточная активность;

• повышенная гневливость и агрессивность;

• медленное восстановление после вспышек гнева;

• тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями.

От трех лет до шести лет

• частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;

• частые и тяжелые конфликты с другими детьми;

• постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;

• общая неспособность следовать правилам и указаниям;

• нежелание разговаривать и договариваться;

• внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.04.2022

Дата обновления: 21.04.2022

Дата публикации: 20.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».