Практикум «Развитие внимания»

01.01.2017

Артамонова Н.С.

Упорядоченность психической деятельности личности, т.е. ее удержание в том или ином направлении, достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Без внимания невозможно восприятие. Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, указывая на важность воспитания у детей внимания, сравнивал его с дверью в детское сознание, которая должна быть всегда открытой. Это умение сосредотачиваться на нужном объекте не появляется у ребёнка самостоятельно.

Внимание– это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Выделяют несколько видов внимания: природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, обязательно включает волевую регуляцию. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется, это бывает, когда человек увлечен работой, такое внимание называется послепроизвольным. Оно близко к непроизвольному, но между ними есть существенное отличие. Послепроизвольное внимание проистекает из интереса, стимулируется не особенностями предмета, а направленностью личности. При нем сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание длится часами.

Природное внимание дано человеку как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни как результат обучения и воспитания. Оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.

Опосредованное вниманиерегулируется с помощью специальных средств: жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре внимания находится какое-либо чувственное впечатление, а при интеллектуальном – мысль.

Внимание обладает рядом свойств. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Концентрация внимания – это степень, в которой сознание сосредоточено на определенном объекте, а также интенсивность связи с ним.

Распределение – сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно. Оно позволяет совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно.

Переключение.Под ним понимается возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.

Объем– показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6 объектов, у ребенка – не более 2-3 объектов).

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней. При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания. И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

В двухлетнем возрасте внимание ребенка непроизвольное, не стойкое, пассивное. Такой малыш занимается только тем, что ему нравится. Длительность занятия будет напрямую зависеть от степени заинтересованности предметом. Чем интереснее игрушка, тем дольше ребенок будет играть с ней. И, все же, в этом возрасте малыш не в состоянии долго фиксировать свое внимание на данном предмете. Не удивительно, что ребенок вдруг может переключиться на другой объект.

В два с половиной года дети начинают больше разговаривать. На смену отдельным словам приходят небольшие предложения с соответствующими интонациями. В этот период взрослые при помощи речи могут заострить и удержать внимание ребенка, на чем-либо. Читайте ему любимые книжки. Обязательно обсудите прочитанное, побуждая малыша рассказать о том, что он услышал. В школе ребенку будет намного легче осваивать знания, если вы научите его внимательно слушать.

В три года у ребенка появляется умение переключать внимание. Когда малыш увлеченно занят игрой, попробуйте поговорить с ним совсем на другую тему. По всей вероятности вам придется обратиться к нему несколько раз, пока он не услышит вас. И если он сможет ответить, не прекращая игру, можно говорить о развитии двухстороннего мышления. Со временем дети с успехом могут справляться одновременно с несколькими заданиями.

В 2 года может внимательно рассматривать предмет, на который указывает взрослый. Идет развитие пассивного внимания.

В 2,5 года пассивное внимание постепенно заменяется активным. Ребенок способен более длительно сосредотачиваться на игре, пытается закончить начатую игру.

В 3 года он уже может рассказать о знакомых предметах, даже если он не видит их в данный момент. Ребенок действует уже не рефлекторно, а при помощи собственных знаний и умений.

Игра «Хлоп»

Цель игры: развитие произвольного внимания.

Ход игры: воспитатель перечисляет предметы, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат слово «дом».

Игра «Найди пару»

Цель игры: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать.

Материалы: набор парных картинок (Приложение 2).

Ход игры: перед ребенком раскладываются картинки и предлагается ему найти одинаковые.

Игра "Чего не хватает?"

Цель: увеличение концентрации, объема и распределения внимания.Хочу такой сайт

Оборудование: любые игрушки, можно использовать тематические для занятий.

Ход. Игрушки выставляются перед детьми и привлекают внимание к каждой игрушки. закрываются ширмой и убирается 1 или2 игрушки. После чего ширма убирается и предлагается определить какая игрушка исчезла. Игру можно повторять несколько раз.

Игра «Кто позвал?»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

Игра «Летает - не летает», «Съедобное – не съедобное»

На ковре дети садятся полукругом, ведущей сначало воспитатель, а затем может быть один из детей. При этом детям очень нравится быть ведущим. Ведущий называет предметы( можно использовать на занятии на определенную тему). В случае игры «Летает – не летает» дети поднимают руки, если предмет летает. Руки опущены если не летает. При игре «Съедобное – не съедобное» дети ловят мяч при правильном ответе, при неправильном мяч отбрасывается.

Игра «Делай как я!»

Прочитайте стихотворение: Миша, не зевай, что я покажу - повторяй! и попросите ребенка повторить за вами движения (потопать ногами, похлопать в ладоши, присесть, поднять одну руку и т.д.)

Игра «Веселый зоопарк»

«Мы пришли в зоопарк. Сколько здесь зверей. Посмотри, как прыгает зайчик. Давай вместе с ним попрыгаем» и т.д.

зайчик - прыгать;

лягушка - приседать и прыгать вприсядку;

цапля - стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли;

корова - мычать;

птица - расставлять руки в стороны и бежать.

Игра «Подбери правильно»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например, синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик. Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем, выкладываем большие квадраты, один с крышей – треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например, над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная неваляшка. Теперь детям даем треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.

Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником – елочка, большой прямоугольник с маленьким прямоугольником – башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом – машинка и пр.

Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.

Игра «Найди нужную фигуру»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.

«Игры с сыпучими материалами»

Предложите малышу смесь из крупных фасолин и грецких орехов, и

попросите его разложить их по разным емкостям. Для фасоли можно

предложить бутылку с узким горлышком. Задание можно усложнять –

раскладывать предметы с помощью ложки, пинцета. Это задание прекрасно развивает мелкую моторику рук и внимание.

Вывод: Для своевременного развития таких качеств внимания, как целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность необходимо играть

в специальные игры и выполнять упражнения.

Играя с ребенком в игры на развитие внимания, используйте принцип «от простого к сложному». Важно, чтобы задания для вашего малыша были не слишком сложны, доступны. Самое главное, чтобы он их смог выполнить, не потеряв веры в свои силы. Хвалите малыша за его успехи в выполнении задания. Если у ребенка пропал интерес к игре, не настаивайте на ее продолжении, проведете эту игру в следующий раз.

Главное, не бросайте ваших занятий!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».