Консультация «Применение технологии «Блоки Дьенеша» для развития логического мышления детей дошкольного возраста»

01.01.2017

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах «Радуга», «Детство», «Развитие» и других.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

• ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• развития творческих способностей.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

• Формой: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

• Цветом: красные, синие, желтые;

• Размером: большие и маленькие;

• Толщиной: толстые и тонкие.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

С детьми 2-3 лет можно играть, накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких», ребёнок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объёмные предметы.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

Сначала предлагаются самые простые игры.

1. «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (размеру, форме).

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (форме, размеру).

2. «Найди все такие фигуры как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

3. «Цепочка» - от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Вариант построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме и т.д.).

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме;

г) одинакового цвета и размера, но разной формы; одинакового размера, но разного цвета.

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); другая по цвету и размеру; и т.д.

5. «Раздели фигуры» - понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

• Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры.

• Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные фигуры, а кукле достались бы все толстые. И другие варианты.

Затем детям предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках: цвет обозначается пятном (красный, жёлтый, синий); величину – силуэтом домика (большой, маленький); форму – контурами фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: «… это красный, большой, круглый, толстый блок».

Игровые упражнения проводятся так: детям показывается карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их, дети выстраивают ряд (из всех толстых блоков, из всех жёлтых блоков, и т.д.) Далее можно усложнить задание, теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек.

Предлагаются такие игры:

 «Кто быстрее соберёт блоки!» - (кто быстрее всех соберёт все красные блоки);

 «Поручения» - (Саша-собери все круглые блоки);

 «На своё место» (все толстые блоки положите на своё место – в большой обруч) и т.д.

В последующих заданиях задача усложняется: выявление свойств блоков по слову без опоры на наглядность.Хочу такой сайт

Игры: «Мышки-норушки» -по слову ведущего выбирают либо красные, либо круглые;(запасы на зиму).

«Заселим домики» - селим только жёлтые, или только треугольные и т.д.

В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями.

Для усвоения слов: некрасивый, некруглый, небольшой, и т.д. проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке». В этих играх нужно рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме некруглый, не треугольный, толстый(тонкий), большой(маленький).

Последующая работа направлена на освоение умений оперировать одновременно двумя свойствами. Начинать лучше с игр «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».

 «Кто хозяин?» - Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. «Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д.

 «На свою веточку» - разобраться, где должны висеть неквадратные и красные, жёлтые и треугольные блоки, и т.д.

После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго.

Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

«Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);

«Сложи предмет» (плоский вариант);

«Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);

«Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их

«дописать»);

«Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним

различным свойством);

«Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка»

у ребенка);

На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются.

Далее к изученным играм добавляются новые:

«Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки,

выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

«Логический поезд» (использование карточек с числовым

соотнесением);

«Мозаика цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают

нужный блок);

Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День

рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.

Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

«Давайте вместе поиграем» - пусть эти слова станут волшебным мостиком между взрослыми и детьми по дороге в страну знаний.

Воспитатель: Цыпушкина Марина Викторовна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».