Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников

25.11.2020

Обухова Надежда Владимировна

Учитель – логопед

Консультация для родителей

 

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников

 

           Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

           О том,  что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими еще не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда и появились известные всем  «Ладушки»,  «Срока – ворона», «Сорока – белобока».

           Большое стимулирующее влияние функции рук отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

           Ученые доказали, что существует взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизацией их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают образы предметов и явлений, а в левом полушарии они находят словесное выражение, то есть вербализуются, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушарием.  Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, лучше память, точнее внимание, выше  умственные способности человека.

             Еще В.М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент  всех инструментов»,  - сказал Аристотель. В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего  участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. И одним из таких соседних участков, подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. В результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса  находятся в тесной взаимосвязи. Простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, развивают речь, а вместе с ними и все интеллектуальные процессы.

            Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов зрения и для самих мышц и для других органов. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста остается актуальной и сегодня.

         В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи.

      Основная задача развития речи состоит в ном, чтобы научиться пользоваться речью как средством общения. Для развития мелкой моторики используют традиционные и всем известные методы и приемы – это пальчиковая гимнастика и игры, направленные на развитие мелкой моторики в режимных моментах в течении дня: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, самостоятельная деятельность . В работе можно использовать следующие игры и упражнения:

1.            Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками)

2.            Работа с предметами и различными материалами (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусы, крупы, соль, мозаика, пазлы)Хочу такой сайт

3.            Кукольный и пальчиковый театры

4.            Обведение контура изображенных предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных рисунков линиями, и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование петелькой и штрихом (упражнения выполняются только простым карандашом).

5.            Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе, поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

6.            Выкладывание фигур из счетных палочек.

7.            Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

 При использовании игровых упражнений необходимо придерживаться     следующими принципами:

     -   игровые упражнения должны приносить детям радость

     - личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности: ребенок знает, что получит необходимую помощь при  затруднениях.

       - постепенное усложнение игрового материала, упражнений – «от простого к сложному».

       - индивидуальный подход к каждому ребенку.

Дети самостоятельно лепят, рисуют, вырезают, конструируют из природного материала, что тоже способствует развитию мелкой моторики. Помогая детям развивать мелкую моторику рук, мы помогаем повышению уровня речевой компетентности ребенка, способствуем их интеллектуальному развитию и формируем готовность к обучению в школе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2020

Дата обновления: 26.11.2020

Дата публикации: 25.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».