Консультация для родителей Фонематический слух – основа правильной речи.

30.04.2021

                  Обухова Надежда Владимировна

Учитель – логопед

Консультация для родителей 

Фонематический слух – основа правильной речи.

 

              Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок  может прекрасно  слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый  фонематический слух.

             Фонематический слух отвечает за  развитие фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом – сом – лом - ком.

              Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс обучения чтению и письму, ведь ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить

              К пять годам ребенок уже должен уметь определять на слух есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.

             В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.

             Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования ( по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц –ч, с-ц, з-с; соноры: р-л,; твердые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д. ; звонкие иглухие: д-т, в-ф, и т.д. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально)и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», рак- «лак», лук- «люк»). Дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х. 

             Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально. Развитие фонематического слуха у дошкольников можно развить при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознать заданный звук в словах, определить место в слове, различать слова и формы слов, отличающихся лишь одной фонемой.

 

Этапы работы по развитию фонематического слуха

1 этап: узнавание неречевых звуков.

2 этап: различие звуков речи по тембру, силе, высоте.

3 этап: различие сходных между собой по звучанию слов.

4 этап: различие слогов.

5 этап:  различие звуков

6 этап:  освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

 

Работа по развитию фонематического слуха.

 

     Восприятия начинается на материале не речевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения для фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному.

           Первый уровень – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.Хочу такой сайт

          Игра  «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

          Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

          Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

 

          Второй уровень- различие звуков по тембру, силе и высоте.

          Игра «Узнай свой голос». Запишите на касету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит

          Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко, когда тихо.

          Третий уровень- различие сходных между собой по звучанию слов.

 

          Игра «Слушай и выбирай». Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

          Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, хорота). Задача ребенка  - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

 

           Четвертый уровень – различие слогов.

            Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие  и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги  Совместно с ребенком произносит слова ( па-па , ло-па-та, ба-ле-ри-на. Отхлопай слоги.

            Игра «Что лишнее». Взрослый произносит ряды слогов па-па-па-па-ба, фа-фа-фа-ва-фа и т п. ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишений звук.

 

            Пятый уровень – различие звуков. Надо объяснить ребенку,что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

           Игра «Кто это».  Комарик говорит ззззз, ветер дует ссссс, жук жужит жжжж, тигр рычит ррррр, Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

 

   Шестой уровень – освоение ребенком навыков анализа и синтеза                      Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок определяет на слух и называет их количество

          Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слогов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука

          Данные упражнения помогут ребенку преодолеть недостатки развития фонематического слуха, подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.04.2021

Дата обновления: 30.04.2021

Дата публикации: 30.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».