КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧИ

27.05.2021

Обухова Надежда Владимировна

Учитель – логопед

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА 

В РАЗВИТИИ РЕЧИ

 

        Чтобы научиться говорить чисто и правильно, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов.

        Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: рак – лак, том – дом ит.д.

       Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. 

         Предлагаю вам игры, которые можно проводить дома со своими детьми. Они направлены на развитие фонематического слуха, восприятия и речевого внимания.

 

Игры на развитие фонематического восприятия и слуха.

«Отгадай, что звучит»

            Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, бумага, ножницы и т.д.

            Взрослый за ширмой шумит каким – либо предметом, а затем предлагает ребенку отгадать, чем произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, что бы ребенок мог их угадать.

 

«Три медведя»

            Оборудование: картинки с изображением большого, среднего и маленького медведей.

             Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», произносит соответствующие реплики звукоподражания то низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок должен угадать, какой медведь так говорил.

 

«Внимательные ушки»

            Оборудование: картинки с изображением вагона и бумаги.

            Взрослый показывает картинку с изображением вагона и четко произносит «Вагон». Далее говорит: «Я буду произносить слово»вагон» то правильно, то не правильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши: вагон; вакон; фагон; факон; вагон.

Аналогичная работа проводится со словом бумага.

 

«Самые внимательные»

            Оборудование: картинки с изображением рака, лака, мака, дома, сома, козы, косы.

           Взрослый выставляет на доске предметные картинки и называет их. Затем он произносит три слова, а ребенок должен отобрать соответствующие картинки и выложить их на доске в названном порядке.

 

«Найди лишнее»

          Взрослый произносит ряд из трех слогов, в котором есть два одинаковых слога, а один отличается от других. Ребенок должен определить, какой слог лишний: на – на – па; на – но – на; кА- -ка – га; па – ба – па и т.д.

 

«Запомни и повтори»Хочу такой сайт

        Взрослый произносит цепочку слогов, а ребенок должен точно воспроизвести ее: са- са-за; со- су –зо; СА –ша – СА; ше –сэ – шэ и т.д.

 

Игры на развитие речевого дыхания.

 

«Покажи и назови предметы»

         Оборудование: картинки с изображением предметов по содержанию стихотворения.

         Взрослый читает стихотворение, ребенок внимательно слушает, а затем показывает и называет предметы в той последовательности, в которой они перечисляются в стихотворении

В зимний холод нам нужны:

Свитер, теплые штаны,

Шапка, шарф и сапоги,

Куртка, варежки, носки.

 

«Помоги Незнайке»

           Взрослый произносит предложения, а ребенок находит в них ошибки и исправляет их.

          Предложения: Капусту выкапывают из земли; Морковь едят сырой; Картошку можно жарить; Огурец – сочный фрукт и т.д.

 

«Точно выполняй» 

         Взрослый дает ребенку листок, разделенный вдоль (поперек) пополам и дает инструкцию: «Прослушай и точно выполни каждое задание».

         Задания:

 -  Нарисуй одну елочку, а внизу два домика.

 -  Нарисуй справа два круга а слева три квадрата.

 -  Наверху нарисуй две большие елки и одну маленькую, а в низу два красных гриба и три желтых.

 -  Нарисуй справа три гриба, а слева два цветка.

 

            Развитие фонематического слуха отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и св идетельствует о готовности к письму. Если уделять таким играм 7 – 10 минут  в день, они помогут развить у детей не только речевые, но и другие необходимые для школьного обучения процессы: внимание, восприятие, память, воображение, мышление, познавательную активность. 

           Желаю вам успехов! 

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.05.2021

Дата обновления: 27.05.2021

Дата публикации: 27.05.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».