Cекреты развития мелкой моторики

25.11.2021

  

Cекреты развития мелкой моторики

                                                                                                       

                                                                                                        Рука – вышедший наружу мозг.

                                                                                                                                                            И. Кант

             

                Физиологами  доказано, что примерно третью часть  площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи». Предположение о влиянии движений пальцев руки на формирование речевой функции у ребенка небезосновательно. Связь развития речи с развитием мелкой моторики доказана многими учеными: В.М. Бехтеревым, Л.С. Выготским, А.Р.Лурия, М.М.Кольцовой и другими. Исследования доказывают, что если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него происходит  усиление электромагнитных колебаний  в лобной и височной зонах, где находятся речевые центры. То же самое происходит в правом полушарии при выполнении ритмичных движений пальцами левой руки. Это позволяет говорить о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Биманипулярные движения рук развивают у ребенка мышечную умелость, являются средством повышения работоспособности коры головного мозга.

              Мелкая моторика  - это совокупность движений, в которых участвуют  мелкие мышцы. Она взаимосвязана с такими свойствами  сознания, как  оптико – пространственное восприятие, мышление, воображение, память, речь. У детей дошкольного возраста и у детей с речевой патологией особенно, как правило отмечаются нарушения в развитии пальцев рук. Система  упражнений для развития мелкой моторики обязательно должна быть включена в комплекс коррекционных мероприятий в группах компенсирующей направленности ДОО для детей с речевыми нарушениями. Эти упражнения должны обязательно использовать родители в своих домашних занятиях с малышами.

             Опыт показывает, если упражнения для развития мелкой моторики выполняются с акцентом на сохраненные анализаторы, в частности на осязание, то их эффективность увеличивается в разы.

             В работе представлено несколько комплексов упражнений для развития мелкой моторики с акцентом на тактильную чувствительность. Это и упражнения с контрастным воздействием температур (ледяные шарики и теплая вода), и упражнения с массажными  мячиками, шишками, сыпучими материалами, конструктором «Банчемс».

             Ритмично перебирая горох, фасоль, камешки, пуговицы, детали конструктора и произнося при этом стихотворный текст, дети не только тренируют мелкие мышцы пальцев и кисти руки в целом, но и стимулируют кору головного мозга. Стихотворный текст произносится ребенком многократно на протяжении выполнения упражнения.

             На этапе автоматизации звуков целесообразно поработать и над произносительной стороной речи при выполнен6ии каждого упражнения.

 

Упражнения с ледяными шариками  и снежинками

 

 1. Дети достают из ведерка по два ледяных шарика, зажимают по одному шарику в ладошке, смотрят, как ладошек капают капельки, при этом ритмично сжимают и разжимают кулачки и произносят текст. Затем дети кладут шарики обратно в ведерко о опускают руки в мисочки с теплой водой.  

 

Ледышки – горошки

                                                                                 Сжимаю в ладошке.

И капельки – крошки

                                                                            Текут из ладошки.

                                                                            Ледышки в ведерко скорей положу

                                                                            И ручки в водичке чуть – чуть  подержу.

 

1.                 На столе перед каждым ребенком стоит пластиковая тарелка с ледяными шариками. Дети накрывают шарики ладошкой, катают их по тарелке по часовой стрелке, произнося текст. Затем  они опускают ладони  в мисочки с теплой водой. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой.

 

На столе лежат горошки.

Прижимаю их ладошкой

                                                                          И катаю их по кругу

                                                                          Друг за другом,

                                                                          Друг за другом.

                                                                         Тают гладкие горошки

                                                                          Под горячей под ладошкой.

 

2.           Дети достают из ведерка по два ледяных шарика, зажимают по одному шарику в ладошке, смотрят, как из ладошек капают капельки, слегка сжимают и разжимают кулачки, при этом произносят текст. Затем дети кладут шарики обратно в ведерко и опускают руки в мисочки с теплой водой.

 

  Шарик холодный в ладошку возьму,

Шарик холодный покрепче сожму.

Только заплакал шарик в ладошке,

 Капают слезы на стол понемножку.

 Шарик в контейнер скорей положу,

 В теплой водичке ладонь подержу.

 

3.    Дети достают из тазика снег и, произнося текст, лепят снежок. Уронив снежок на поднос, ломают его и     опускают  руки в мисочку с теплой водой.

 

                                                                        Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок слепили.

(лепят снежок)

      Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

 Раз – подбросим, два поймаем,

(подбрасывают, ловят, роняют снежок

                                                                       Три – уроним и… сломаем.

и кладут на него  правую ладонь.)

 

Упражнения с игрушками

 

1.    Дети получают по маленькой модели легковой машинки, ритмично катают ее по ладошке, произнося текст. Затем можно повторить упражнение, катая машинку по другой ладошке.

                                                                      Вот машинка на ладошке

                                                                      Едет, будто по дорожке.

                                                                      Раз, два, три. Раз, два, три, 

                                                                      На машинку посмотри.

2.    Дети получают по маленькой модели легковой машинки, ритмично катают ее по ладошке, а потом по каждому пальчику, начиная с большого, заканчивая мизинцем. Затем упражнение следует повторить второй рукой.

                                                                      Вот машинка на ладошке

                                                                      Едет, словно по дорожке,

                                                                      На работу утром маме,

                                                                      В магазин за овощами,

                                                                      По дороге -  в детский сад,

                                                                      В воскресенье – в зоопарк.

                                                                      Летом – к бабушке на дачу,

                                                                      Где люблю играть я в мячик.

 

3. Дети получают по маленькой модели машинки. Сначала возят машинку по каждому пальчику, начиная с большого, потом начиная с безымянного, затем по ладони по кругу - то в одну, то в другую сторону. Далее опять катают машинку по пальчикам. И, наконец, зажимают ее в кулак. Все это время они произносят текст.

                                                                    

                                                                      Раз, два, три, четыре, пять.

                                                                      Можно гонки начинать.

                                                                      По кругу, по кругу, вперед и назад, 

                                                                      Но пальцы машинку мою тормозят.

                                                                      Закрылись. Машинка стоит в гараже.

                                                                      И фары погасли, не светят уже.

 

3.    Дети получают по мячику су – джок и начинают его сначала катать в ладонях, а потом по столу ( по кругу), произнося текст.

                                                                      Вот колючий мячик ёжик.

                                                                      Он без ручек и без ножек.

                                                                      Мячик круглый и упругий.

                                                                      Он катается по кругу.

4.    Дети получают по мячику су – джок, ритмично катают его в ладонях, потом сжимают, произнося текст. Можно повторить упражнение и другой рукой.

 

                                                                      Вот колючий мячик ёжик.

                                                                      Он без ручек и без ножек.

                                                                      Покатаем мяч немножко

                                                                      И сожмем его в ладошке.

 

6. Дети получают по мячику су – джок, снимают носок, ставят ножку на мяч, ритмично катают его, произнося текст. Затем делают это упражнение второй ногой.

 

                                                                      Я на мячик ставлю ножку

                                                                      И прижму его немножко.

                                                                      Буду мячик я катать,

                                                                      Раз, два, три, четыре, пять.

7. Дети берут мячик су – джок в ладонь и на первые две строчки стишка перекладывают его из ладошки в ладошку, слегка сжимая. Затем кладут на стол и нажимают ритмично пальчиками на иголки.

                                                                     Что за чудо? Вот так раз!

                                                                     Может, это дикобраз?

                                                                     Раз, два, три, четыре, пять,

                                                                     Нужно иглы сосчитать.

                                                                     Каждым пальчиком  - иголку, 

                                                                     Колко, колко, колко, колко!

  

8. Каждый ребенок получает катушку с привязанной к ней веревкой. К противоположному концу веревки привязан кораблик с лягушкой. Наматывая веревку на катушку, дети подтягивают к себе кораблики.

 

                                                                     Намотаю на катушку

                                                                     Я веревку завитушкой,

                                                                     Подтяну к себе игрушку – 

                                                                     Синий ялик для лягушки.

 

9. Дети получают по маленькому резиновому или каучуковому мячику, катают его в ладонях, по столу сначала правой, потом левой рукой, произнося текст.

 

                                                                     Колобок, колобок,

                                                                     Колобок – румяный бок.

                                                                     По дорожке покатилсяХочу такой сайт

                                                                     И назад не воротился.

                                                                     Встретил Волка, Мишку, Зайку,

                                                                     Всем играл на балалайке.

                                                                     У Лисы пел на носу, 

                                                                     Больше нет его в лесу.

 

Упражнения с природным материалом

 

1.Дети набирают  в ладонь горох и зажимают его в кулачке, а потом высыпают на картонную тарелочку по одной горошинке и начинают пальчиками изображать, как курочки «клюют горошки». Затем следует сделать упражнение другой рукой.

У меня в руках горошки,

Я сжимаю их в ладошке,

Высыпаю понемножку

Все горошки на дорожку.

Будут курочки клевать.

Раз, два, три, четыре, пять.

2.Детишагают пальчиками по столу, потом собирают рассыпанный по столу горох и зажимают его в ладошке. Затем следует сделать упражнение другой рукой.

Я шагаю по дорожке,

Собираю все горошки.

Стала чистой вдруг дорожка,

Все горошинки в ладошке.

4.    Дети получают по шишке, зажимают ее между ладонями и ритмично катают, произнося текст.

По дорожке шел Топтыжка,

На него упала шишка.

Шишку взял с дорожки мишка,

В лапах он катает шишку.

5. Дети получают по шишке, снимают носочки, ставят голые ступни на шишки, катают шишки, ритмично произнося текст. Можно катать шишки в одном, так и в разных направлениях, двумя ногами одновременно.

Что за трактор? Вот вопрос.

Едет трактор без колес.

Он на гусеницах едет

Оставляя в луже след.

5.    Дети получают по одной шишке, сжимают ее в ладошке, катают ладошками, произнося текст. Можно повторять упражнение, начав делать его другой рукой.

Шишку я держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжима.

И ладошками катаю.

6.    Дети опускают ладони в контейнеры с фасолью и перебирают фасоль в них, произнося текст.

В фасолевый бассейн ладошки опускаю,

В фасолевом бассейне ладошки я купаю,

В фасолевый бассейн так хочется нырнуть,

В фасолевом бассейне чудесно отдохнуть.

8.  Дети опускают ладони в контейнеры с горохом и перебирают горох в них, произнося текст.

В бассейн с горохом залезли ладошки,

В бассейне с горохом им страшно немножко,

Но в этом бассейне нельзя утонуть,

Но можно чудесно чуть – чуть отдохнуть.

9.   Дети опускают руки в бассейн с орехами перебирают орехи в них, вытаскивая спрятанные там буквы  и произнося текст.

В ореховый бассейн я руки опущу,

В ореховом бассейне я буквы поищу.

С бассейном рядом кучкой я ровно их сложу,

Из них чуть – чуть попозже я слово напишу.

10. Дети получают по маленькой корзинке желудей, набирают в кулачок по пять  желудей, зажимают в ладонях и перебирают, произнося текст. Затем следует сделать упражнение другой рукой.

Принесла Иринка желудей корзинку,

Буду желуди считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Я согрею их руками,

Станут желуди дубками.

11. Дети берут по два орешка в каждую ладошку, катают их в ладошке, ритмично произнося текст.

Орешки в ладошке я крепко держу,

Орешки в ладошке кручу и кручу.

Я ловко катаю орешки в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

12.На столе перед ребенком лежат пять морских камешков. На первые две строчки дети ритмично нажимают на камешки пальчиками правой руки, начиная с большого. Затеи сгребают их ладошкой и катают в кулачке. Потом передают камешки в левую ладошку и тоже катают в ней. И наконец, выкладывают камешки из ладошки на стол по одному.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем камешки считать,

А потом сгребем в ладошку

И покрутим их немножко.

Переложим, потрясем

И опять считать начнем.

                                      Упражнения с прищепками и пуговками

1. Дети получают по коричневому узкому прямоугольнику из картона (ствол) и несколько пар прищепок зеленого цвета. Произнося текст, они ритмично прикрепляют прищепки к прямоугольнику с обеих сторон.

Елочка, елочка, колкие иголочки,

Веточки пушистые, шишки смолянистые.

2. Дети получают по желтому кругу из картона желтого цвета и набор прищепок желтого цвета. Произнося текст, они ритмично прикрепляют прищепки к кругу.

                                                               Есть у тарелки круглое донце, 

                                                               Похожа тарелка на желтое солнце.

                                                               Лучики солнышку сделаю я.

                                                               Вот удивится мама моя.

3. Дети отгадывают загадку и получают плоскостное изображение ежа без иголок и комплект серых прищепок. Произнося текст, они ритмично прикрепляют прищепки к плоскостному изображению.

                                                               Кто фырчит под лапой елки, 

                                                               Растопырились иголки?

                                                               Быстро листья тащит в норку,

                                                               Делает в лесу уборку. (ёжик)

4. Дети накрывают ладошкой пуговки, которые лежат горкой, набирают их в щепотку, ракладывают в ряд, произнося текст, а потом считают пуговки. Затем следует сделать упражнение другой рукой.

                                                               Пуговки лежат горою.

                                                               Я ладошкой их накрою.

                                                               Нужно их в щепотку взять, 

                                                               Разложить и сосчитать.

Упражнения с заколками и резинками для волос

1.     Дети разбираются на пары. ( мальчик – девочка), и, ритмично произнося текст, мальчики украшают головы девочек заколками. – божьими коровками.

                                                               У сестренки, у Наташки

                                                               Золотистые кудряшки.

                                                               Я скорей возьму расческу, 

                                                               Буду делать ей прическу.

                                                               И на каждую кудряшку

                                                               Посажу ей по букашке.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.12.2021

Дата обновления: 06.12.2021

Дата публикации: 25.11.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».