Рабочая программа кружка Финансовая грамотность (от 5 до 8 лет) МАДОУ детский сад № 13 Журавушка

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 13 «Журавушка»
Невьянского городского округа
(МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка»)

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
(5-8 лет)

Срок реализации программы: 2023-2024 уч. год

Невьянск 2023 г.

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка… ..............................................................................3
1.1. Цели и задачи программы .......................................................................... 4
1.2. Принципы работы ..................................................................................... 5
2. Планируемые результаты ........................................................................... 6
II. Содержательный раздел
1.1. Организация образовательной деятельности .......................................... 7
1.2. Перечень базовых финансово-экономических понятий ............................ 8
1.3. Технологии экономического воспитания дошкольников ....................... 9
1.4. Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания
дошкольников .....................................................................................................13
III. Организационный раздел
3.1. Тематическое планирование .................................................................. 15
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы ........ 16
3.3. Диагностическое обеспечение программы ................................................17
Используемая литература ............................................................................... 18

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Актуальность включения основ экономического воспитания в
образовательную деятельность на уровне дошкольного образования
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых
решений, а также затруднения, возникающие при использовании
современных финансовых инструментов, обуславливают важность
приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под
словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю
совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет
распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям
привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать
систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать
грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и
не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение
образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания
может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных
финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во
взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.
Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее
подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового
поведения.
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность
является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с
ранних лет его жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами,
рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже,
овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке
– веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
3

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских
садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования
финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы
политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека,
показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение
зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо
на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо
лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как
правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во
взрослой самостоятельной жизни!
Исследования ученых подтверждают важность и необходимость
знакомства детей с деньгами. Особенно обстоятельно и разносторонне
обсуждал проблему А.С. Макаренко. Он прямо говорил: «Деньги – это
средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном
возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой
грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова, И.А. Сасова, А.Ф.
Аменд и др.
Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное
их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей. В
исследованиях А. Шатовой показано, что результаты воспитательной работы
будут успешными в том случае, если образование основам финансовой
грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового,
нравственного и экономического воспитания.
Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса
финансовой грамотности дошкольников, и желанием родителей (законных
представителей) – в нашем дошкольном образовательном учреждении
разработана программа «Экономь-ка».
4

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во
всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем
никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой
бюджет.
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие
формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере
личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо
включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные
программы ДОО.
1.1. Цели и задачи программы
ЦЕЛЬ – формирование основ финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
 сформировать первичные экономические представления и компетенции;
 научить детей правильному отношению к деньгам, способам их
зарабатывания и разумному их использованию;
 объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями:
труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными
понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость,
деловитость, трудолюбие с другой;
 научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,
носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в
транспорте и т.д.)
1.2. Принципы работы
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- амплификации детского развития;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность
и доступность дидактического материала реализуются в программе
благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся
знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное
развитие);

5

- принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
- принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера
в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
- сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют
тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте. Программа является открытой, возможно внесение
изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в
зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей
(законных представителей).
2. Планируемые результаты
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
- создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
- соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
- внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
- качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;решения логических и
арифметических задач, задач-шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов;

6

- создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического
мышления, психических функций, формирование познавательных
интересов, коммуникативных умений, нравственных качеств личности. У
детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 –8 лет):
- дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
- интересуются
социальными
явлениями,
происходящими
в
общественной жизни;
- знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
- владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
- приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
- проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
- проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта
купли- продажи.
II. Содержательный раздел
1.1. Организация образовательной деятельности
Программа «Финансовая грамотность» рассчитана на детей старшего
дошкольного возраста 5 – 8 лет.
Занятия по программе осуществляется в виде кружковой работы в
соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
7

1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению
безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ФГОС ДО,
устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Помимо основной организованной образовательной деятельности
реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или
совместной
деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с
экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные
задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей),
досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в
виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время
занятий в течение недели. Максимально допустимый объем недельной
образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в
соответствии с учебным планом учреждения.
2. 2. Перечень базовых финансово-экономических понятий
Перечень базовых финансово-экономических понятий, используемых в
образовательной деятельности
№ понятие
описание
1
Труд, работа, профессия, Понимание ребенком, что любой труд –это
продукт труда, товар, хорошо, сидеть без дела –плохо. На
услуга
протяжении
всей
жизни
необходимо
трудиться.
Результатом
трудовой
деятельности может быть как достижение
поставленной цели (например, овладеть
мастерством катания на коньках, лыжах,
смастерить хороший подарок близкому
человеку, починить сломанную вещь и др.),
так и товар или услуга.
2
Деньги, монета, купюра, Понимание ребенком, что труд приносит
доход,
заработок, доход. Заработать деньги можно трудом.
заработная плата
Деньги
–
мера
оценки
труда
(вознаграждение за проделанную работу),
универсальное средство обмена (инструмент
обмена товаров и услуг). Виды денег
(бумажные и
8

металлические).

3

4
5

Личный
бюджет,
карманные
деньги,
семейный
бюджет,
домашнее хозяйство
Сбережения,
копилка,
кошелек
Покупка, цена, продажа,
обмен,
расходы,

Ребенок должен узнать разницу между
ведением личного и семейного бюджетов.
Понимать важность ведения домашнего
хозяйства
Ребенок должен понимать, зачем надо
копить и сберегать, как можно копить.
Необходимо разобрать цепочку «продажатовар- цена-покупка».

9

6

7

8

9

10
11

покупатель,
продавец,
выгодно,
невыгодно,
дорого, дешево
Долг, должник, займ
Ребенок должен осознать, что, если взял чтото в долг на время, обязан вовремя вернуть
(возвратить). Воспитываем ответственность:
если не уверен, что это получится, лучше не
обещать и не занимать. Долг–это серьезное
обязательство.
План, экономия
Ребенок должен понять, что деньги
зарабатываются трудом и поэтому тратить
их необходимо только с пользой, относиться
к ним бережливо.
Потребность, капризы, Ребенок должен различать разницу между
желание, возможность
желаниями и потребностями, учиться
задавать себе вопрос и оценивать:
действительно ли ему нужна та или иная
вещь, игрушка и пр., есть ли возможность
это купить.
Торговые предприятия: Ребенок должен изучить, где покупают и
магазины,
киоски, продают разные товары и оказывают услуги.
ларьки, базары, рынки,
ярмарки
Подарок, реклама
Ребенок должен узнать, что такое реклама,
какое влияние она может оказать на него.
Богатство,
бедность, Ребенок узнает, что не все продается и
жадность, щедрость
покупается, главные ценности (жизнь, мир,
друзья, солнце, близкие люди и пр.) за
деньги не купишь.

2.3. Технологии экономического воспитания дошкольников
В процессе организации образовательной деятельности по изучению
основ финансовой грамотности используются как традиционные,
классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так
и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские,
викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).
Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные
виды деятельности дошкольников.
10

Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра.
Использование игры эффективно при организации коммуникативной,
познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых
предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?»,
«Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и
сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?»,
«Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как
потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом»,игра-соревнование
«Мои домашние обязанности»4, «Супермаркет», «Кому что нужно для
работы» и пр.
Беседы-обсуждения, чтение(художественная литература, пословицы),
художественные приемы (загадки) могут быть использованы при
реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной
формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна
из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по
разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и
зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят
и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается
стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану,
жадность и пр.
Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным
материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия»,
«Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин»,
«Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и
какие стали» и др.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с
взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его
экспериментальным,
поисковым
путем,
анализировать
его
и
преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые
понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные
темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности
дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство–формируем
представление об истинных ценностях и богатстве человека».
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации.
Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с
11

учетом конкретных условий и фактической финансовой информации.
Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в
череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать
что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок
учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать
причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как
правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а
также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно
разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации
общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации;
практические ситуации по интересам детей и др.
Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений
детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного
материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме:
викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом –детский
сад», «Таинственный остров», «Я живу в Невьянске», могут быть
адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной
деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера
позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социальнокоммуникативную,
познавательно-исследовательскую,
трудовую
деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать
более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
познавательной
деятельности
с
использованием
информационноразвлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных
областей:
художественно-эстетическое
развитие,
социальнокоммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами
викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай
профессию», «Угадай вид труда»и пр.
Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки)
имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта
форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий:
работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить,
расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план,
12

планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных
постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем
направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое и физическое.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).Умелое использование
воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у
дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их
мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным
положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является
принцип природосообразности обучения. Педагог, получая инструмент по
конкретному практическому формированию у детей качеств творческой
личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,
решать свои маленькие проблемы, должен идти от его природы. ТРИЗ для
дошкольников–это система коллективных игр, занятий, призванная не
изменять основную программу, а максимально увеличивать ее
эффективность.
Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения
финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление
старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной
конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей
известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований
пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка
лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот
метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в
интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с
окружающим миром. Цель моделирования –обеспечить успешное усвоение
детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира
природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними,
сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание
структуры рассказа, развитие речи.
Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение
одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая
определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению
«Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди
родителей и педагогов. Системно выстраивать траектории формирования
финансовой грамотности детей дошкольного возраста возможно и на основе
13

использования программы «Основы финансовой грамоты дошкольников»
(авторы: Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук; Стахович
Л.В., кандидат экономических наук, руководитель Центра научных
исследований ООО «Гений финансов»; Семенкова Е.В., руководитель Центра
по развитию образовательных программ и работе с учебными заведениями
ООО «Гений финансов»).
2.4. Взаимодействие с родителями по вопросам экономического
воспитания дошкольников
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться
в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями)
дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.
Дошкольное образование является первым этапом в образовательном
маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила
родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную
ответственность за качество образования своих детей. В процессе
организации образовательной деятельности необходимо обеспечить
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.
Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее
сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого
освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит
ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной
жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется
семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на
все необходимое. Как принять решение –потратить деньги сейчас или
сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных
представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в
процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно
беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное
отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано
человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались
представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и
желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям,
появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять.
Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного
«хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что
покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо
14

иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить. Наибольший
эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам
именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье
необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно
заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить
отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также
обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ
финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Направления и формы взаимодействия с родителями
Направления
Формы работы
Информационное
Тематические
стенды,
создание
странички на сайте дошкольной
образовательной
организации,
родительский
лекторий,
консультации, создание библиотеки
Познавательное
Создание
предметнопространственной среды, семейные
проекты,
конкурсы,
папкипередвижки,
театрализованные
постановки.
Досуговые
Праздники,
выставки,
ярмарки,
экскурсии, встречи с интересными
людьми, родительский клуб
Аналитическое
Анкетирование,
тестирование,
личные беседы, родительская почта,
анализ мнений и запросов родителей.

III. Организационный раздел
3.1. Тематическое планирование
Старшая группа (5-6 лет)
№
Название занятия
п/п
Тема 1. Доход семьи. Доход. Расход.
1.
«В гостях у семьи Экономистов»
2.
«Доходы семьи Экономистов»

дата

15

3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

«Доходы семьи Крокодила Гены»
«Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»
Тема 2. Виды расходов
«Какие бывают расходы»
«Путешествие в сказку»
Тема 3. Деньги и цена
«Маленькие покупки»
«Интересные покупки»
Тема 4. Сбережения (Накопления)
«Домик копилка»
«В гостях у трех поросят»
Тема 5. Денежная прибыль и долг
«Рынок»
Тема 6. Сберегательный банк
«Для чего нужен сберегательный банк?»
Тема 7. Обмен. Бартер
«Интересный обмен»
«Найди в сказке экономику»
Тема 8. Монетный двор
«Где делают настоящие деньги?»
«Волшебные превращения денежки»

16

Подготовительная группа (6-8 лет)
№
Название занятия
п/п
Тема 1. Потребности
1.
«Экономика. Что это такое»
2.
«Золотые правила Экономики»
3.
«Потребности человека»
Тема 2. Производители и ресурсы
4.
«Природа и рукотворный мир»
5.
«Кому спасибо говорим» (о природных ресурсах»)
6.
«Кто производит товары» (о производителях товаров и
услуг)
7.
«Машины, оборудование, инструменты, приборы»
(капитальные ресурсы)
8.
«Цепочка Производителей»
Тема 3. Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена
9.
«Выбор. Цена выбора»
Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена
10. «Натуральный обмен. Бартер»
11. «Деньги. Какие бывают деньги
12. «Рынок. Где и что покупают люди»
13. «Что такое цена. Знаешь ли цены?»
14. «От чего зависит цена»
15. «Зачем людям деньги. На что расходует деньги наша
семья» (семейный бюджет)
16. «Путешествие по стране Экономике» (по итогам года)

дата

17

.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к
набору и площадям образовательных помещений, их отделке и
оборудованию,
к
искусственному
и
естественному
освещению
образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию
помещений,
как
и
многие
другие
требования,
определяются
соответствующими ГОСТами и СанПиН.
Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не
предъявляет. Программа предполагает обеспечение групп необходимой
мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для
занятий театрализованной деятельностью имеется музыкальный зал.
Предметно-пространственное и информационное окружение учитывает
потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано
на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет
как для нескольких детей, так и для всех детей группы
3.3. Диагностическое обеспечение программы
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и
навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного
возраста. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности используются следующие методы:
- Наблюдение.
- Беседы.
- Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
- Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую
таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по
следующим критериям:
Критерии:
 знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
 владеет словарным запасом в области финансирования;
 проявляет здоровый интерес к деньгам;
 интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
 сформировано начало экономического мышления.
18

Используемая литература
1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. –
Мозырь: Содействие, 2008.
2. Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Поиграем в
экономику»//Издательство Ростовское отделение общества информатики и
вычислительной техники
3. БарсуковаЛ.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка:
поиграем
в
экономику»
Электронный
ресурс:
https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshihdoshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah
4. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей
старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. –Челябинск,
2006.
5. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/
Учебно-методическое
пособие,
Челябинский
государственный
педагогический университет, Челябинск, 2015
6. Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова И.В. и др.
Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или
экономика для малышей», Волгоград, 2015 – Электронный ресурс:
http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
7. Глазырина.Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод.
материалы / Л.Д.Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. –Мозырь:
Содействие, 2006.
8. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г.
Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. –СПб.: Питер, 2013.
9. Годфри Джолайн. Как научить ребенка обращаться с деньгами/
издательство «Добрая книга», 2006
10. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из
комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания
финансовой грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.
Электронный
ресурс:
http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf
11. Иванова Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего
дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. –2000. -No
2. –С.12-14.
12. Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори –
шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. –1999.-No1 –с.
24-25.
19

13. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетноролевые и дидактические игры. –М., 2008.
14. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению
финансовой грамотности«Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»
-Электронный
ресурс:
https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlyadoshkolnikov/
15. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах,
загадках. Экономика от А до Я. –Н. Новгород, 1997.
16. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.
17. Левчук З.К. Нравственно-экономическое воспитание дошкольников и
перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. –
Витебск, 2006.
18. Нарушева Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса]
// Обруч. –1997. No4.С. 23-24.
19. Полиманская Т.И. Усвоение нравственных норм старшими
дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская //
Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. М.:
Просвещение, 1987.
20. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная
программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс,
2019
21. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки.
Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование
финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
22. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономику -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
23. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. –М.: АРКТИ, 2006.
24. Соколова Е.А. Рабочая программа дополнительного образования
«Афлатот»
-Электронный
ресурс:
http://dsosinka.ru/doc/aflatot_socialnoe_i_finansovoe_obrazovanie_detej.pdf
25. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические
рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации
обучения и воспитания дошкольников –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
26. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для
организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных
учреждениях «Играем вместе» –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

20

27. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник миниспектаклей по финансовой грамотности для дошкольников –М.: ВИТАПРЕСС, 2019.
28. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи
по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» –М.: ВИТАПРЕСС, 2019..
29. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям:
говорите с детьми о финансах –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
30. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная
литература для организации занятий по финансовой грамотности в
дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
31. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. –
М., 2005.
32. Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл.
институт повышения квалификации и переподготовки рук. работников и
специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. –Могилев, 2000.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».