Рабочая программа учителя-логопеда МАДОУ детский сад №13 Журавушка на 2023-2024 учебный год Кучерявая Е.И

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка»
Протокол от «30 » августа 2023 г. № 174-Д

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
МАДОУ детский сад № 13
«Журавушка» Л.В. Густокашина
Приказ от «30» августа 2023 г. № 174-Д

Рабочая программа учителя - логопеда
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский
сад № 13 «Журавушка»
Невьянского городского округа
(МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка»)
Срок реализации программы: 2023-2024 уч. год

Учитель – логопед: Кучерявая Е.И.

Невьянск 2023 г.

Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка… ...................................................................... 3
1.1. Характеристика семьи ........................................................................... 5
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы ....................................6
1.3. Характеристика контингента воспитанников… ................................... 7
1.4. Характеристика детей с ОНР I уровня…………………………….
8
1.5. Характеристика детей с ОНР II-III уровня .......................................... 9
1.6. Характеристика детей с ЗПР .................................................................12
1.7. Характеристика детей с ФФНР… ........................................................ 13
1.8. Ожидаемые результаты реализации программы ................................ 14
2. Календарно – тематическое планирование
2.1. Система коррекционно – развивающей работы на логопедическом
пункте МАДОУ детский сад №13 «Журавушка» ......................................... 15
2.2. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий для детей,
имеющих заключение ЗПР и ОНР II – III уровня ....................................... 16
2.3.
Перспективное планирование индивидуальной работы по коррекции
фонетико-фонематической стороны речи для детей с ФФНР… ........... 17
2.4. Перспективное планирование подгрупповой работы по формированию
звукопроизношения, лексико-грамматических категорий и развитию связной
речи с детьми ФНР, ФФНР, ОНР, ЗПР ........................................... 18
2.5. Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями ................................. 19
3. Содержание программы
3.1. Направление коррекционно – развивающей работы на подгрупповых
занятиях .......................................................................................................... 25
3.2. План развития фонематического слуха… ............................................... 26
3.3.План формирования функций звукового анализа… ........................ 27
3.4. Особенности оценки индивидуального развития детей ................ 28
4. Планируемые результаты освоения программы ................................ 30
5. Материально – техническое оснащение и учебно-методическое
обеспечение реализации программы ............................................................... 31
Литература… .............................................................................................. 33

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13 «Журавушка» Невьянского городского округа осуществляет
образовательную деятельность в группах общеразвивающей направленности.
По данным речевой диагностики детей от 3-8 лет, видно, что количество
детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.
Рабочая программа предназначена для коррекционного обучения,
воспитания и развития детей с сохранным слухом и интеллектом, имеющих
отклонения в речевом развитии.
Программа разработана и утверждена в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
- Конвенцией ООН о защите прав человека и основных свобод (от 4
ноября 1950 года с изменениями и дополнениями);
- Конвенцией о правах ребенка, 1989 г;
- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 24.01.2007 г. N 01-26/05-01 "О принятии мер по устранению
нарушений прав детей с отклонениями в развитии в сфере образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования;
- Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
3

зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
- Письмо Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «О примерном положении о логопедическом пункте
при ДОУ» от 25.03.02 №05-05-805;
-

Основной

общеобразовательной

программой

дошкольного

образования МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка».
- Лицензия

(регистрационный номер 16491,

от 29.08.2012 г.)

Содержание рабочей программы разработано с учетом коррекционноразвивающих программ для детей, имеющих нарушения речевого развития:
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
(Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО,
2016 г.).
-

Филичева

образовательных

Т.Б.,

Чиркина

учреждений

Г.В.

Программы

компенсирующего

вида

дошкольных
для

детей

с

нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008:
-

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по

преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»;
- Филичева Т.Б., Т.В.Туманова Т.В., Чиркина Г.В. «Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Рабочая программа реализуется в условиях логопедического пункта
МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка».
Данная программа предусматривает возможность использования
логопедической помощи и взаимодействия в работе с разными участниками
образовательного

процесса,

позволяет

проводить

комплекс

профилактических мероприятий по предупреждению у детей дисграфии и
дислексии. Приоритетом в работе при обучении детей грамоте и основам
чтения является индивидуальный подход к каждому ребёнку, что возможно,
4

как на занятиях по развитию речи, на логопедических коррекционнообучающих занятиях так и в самостоятельной, совместной деятельности
детей в речевом пространстве детского сада.
На логопедический пункт зачислено 23 ребенка: 11 мальчиков и 12
девочек.
Дата рождения самого младшего ребенка - 08.02.2019 г., самого
старшего- 02.12.2015 г.
Двадцать два ребенка, обучающиеся на логопункте имеют статус детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
Тяжелое нарушение речи (ТНР) -11 детей.
Расстройство аутического спектра(РАС) -1ребенок
Задержка психического развития (ЗПР) – 11 детей, в том числе 1 ребенок
инвалид по зрению.
Количество детей по группам здоровья:
первая группа здоровья- 4
вторая- 16
пятая- 2
Пять детей с другой культурой (национальностью) и другим языком:
3 узбека, 1 грузин, 1 таджик.
1.1 Характеристика семей
На логопункте обучаются дети с различным составом семьи.
Семья

Количество детей

4

1

4

2

6

3

4

более 3- х детей
Одна семья воспитывает опекаемого ребенка.
Образование родителей:

Высшее – 8 человек
5

Средне- специальное- 5
Среднее- 6
Незаконченное среднее- 12
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
Рабочая программа учителя – логопеда является структурной
единицей основной образовательной программы дошкольного образования.
Реализация рабочей программы предусматривает построение
системы коррекционно – развивающего пространства для детей в возрасте от
5 до 7 лет в образовательном учреждении, способствующего формированию
фонетической системы, языка, развитию фонематического восприятия,
слоговой структуры и навыков первоначального звукового

анализа

и

синтеза, автоматизации слухопроизносительных умений и навыков в
различных ситуациях, развитию связной речи, формированию лексикограмматических

категорий,

профилактике

дисграфии

и

дислексии,

предусматривающей взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями и
участие членов семьи дошкольников.
Задачи программы:
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых
недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II - III уровня;
- предупреждение возможных трудностей в усвоении программы
массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших
дошкольников;
-

раннее

выявление

и

своевременное

предупреждение

речевых

нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развития
слухового восприятия;
- формирование лексико – грамматических категорий и развитие связной
речи;

6

- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий
детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

оказание

им

квалифицированной помощи в освоении программы;
-

овладение

детьми

самостоятельной

связной,

грамматически

правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой
русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую
готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования;
-воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
слухового восприятия;
- формирование лексико – грамматических категорий и развитие связной
речи;
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста
подчиняется общей логике развертывания коррекционно – образовательного
процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с
разбивкой на ряд этапов, которые, для достижения конечного результата –
устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуется в
строго определенной последовательности.
1.2. Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников, занимающихся на
логопункте неоднородна: есть воспитанники из

общеобразовательной

группы,

ЗПР,

имеющие

нарушения

речи,

дети

с

недостаточная

сформированность средств языка I-III уровня речевого развития, ОНР (I – III
уровень речевого развития),
Дети зачислены на занятия в логопункт на основе заключения
протокола городской ПМПК.
При наличии у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР I –
III уровня, ФФНР, ЗПР и т.д.) учитель логопед обязан рекомендовать
родителям посещение консультации невролога, психолога, с последующим
выполнением рекомендаций специалистов. При недостаточном внимании со
7

стороны родителей ребенка со сложной речевой патологией к данным
рекомендациям, учитель – логопед не несет ответственности за полное
устранение речевого дефекта.
1.3. Характеристика детей с ОНР I уровня
Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей
состоит из наибольшего количества нечетко произносимых обиходных слов,
звукоподражаний

и

звуковых

комплексов.

Широко

используются

указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом
для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами,
обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от
ситуации можно расценивать как однословные предложения.
Дифференцированное обозначение предметов и действий почти
отсутствует.

Названия

действий

заменяются

названиями

предметов

открывать – «древ» (дверь), и наоборот – названия предметов заменяются
названиями действий (кровать – «пат»). Характерна многозначность
употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно
воспринимаемые предметы и явления.
Дети не используют морфологические элементы для передачи
грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова,
лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые
последовательно

воспроизводят

обозначаемую

ими

ситуацию

с

привлечением пояснительных жестов.
Пассивный словарь детей шире активного. Однако исследованием
Г.И.Жаренковой (1967) показана ограниченность импрессивной стороны
речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития.
Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание
значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно
ориентируемые признаки, дети оказываются не в состоянии различить
формы

единственного

и

множественного

числа

существительных,

прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не
8

понимают

значения

предлогов.

При

восприятии

обращенной

речи

доминирующим оказывается лексическое значение.
Звуковая

сторона

неопределенностью.
Произношение

речи

Отмечается

звуков

носит

характеризуется

нестойкое
диффузный

фонетической

фонетическое
характер,

оформление.

обусловленный

неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового
распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим,
чем

правильно

произносимых.

В

произношении

имеются

противопоставления лишь гласных - согласных, ротовых - носовых,
некоторых взрывных – фрикативных. Фонематическое развитие находится в
зачаточном состоянии.
Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепетной речью в
мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.
Отличительной
ограниченная

чертой

речевого

способность

развития

восприятия

с

этого

уровня

является

воспроизведения

слоговой

структуры слова.
1.4. Характеристика детей с ОНР II – III уровня
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие
развернутой фразовой речи с выразительными элементами недоразвития
лексики, грамматики фонетики. Типичным является использование простых,
распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или
перестановки главных и второстепенных членов. В Высказываниях детей
появляются слова, состоящие из трех – пяти слогов.
Специальные

задания

позволяют

выявить

существенные

затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных
предлогов,

в

согласовании

существительных

с

прилагательными

и

числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование
грамматического строя языка у детей на данном уровне носит

9

незавершенный характер и по – прежнему характеризуется наличием
выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная
сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи
дети

употребляют

существительных,

простые

уменьшительно

отдельных

–

ласкательные

притяжательных

и

формы

относительных

прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и
т.д.,

соответствующие

наиболее

продуктивным

и

частичным

словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще
достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного
объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются
при попытке образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой
практики.

Так,

дети

часто

подменяют

операцию

словообразования

словоизменением или вообще отказываются от преобразования

слова,

заменяя его ситуативным высказыванием. В случаях, когда дети все таки
прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания, изобилуют
специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе
производящей основы, грубое искажение звуко – слоговой структуры
производного слова, стремление к механическому соединению в рамках
слова корня и суффикса. Типичным проявлением общего недоразвития речи
данного уровня являются трудности

переноса

словообразовательных

навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление
обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением,
незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового
общения: частей тела человека, животных, наименований и действий,
связанных с ними, неточность употребления слов для обобщения животных,
птиц, рыб, насекомых ит.п. Отмечается тенденция к множественным
лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам

10

внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо
– родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т.п.
Наряду с лексическими ошибками у детей с II – III уровнем развития
речи

отмечается

и

специфическое

своеобразие

связной

речи.

Ее

недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах,
так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования
содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Характерными особенностями связной речи являются нарушения связности и
последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов
сюжетной

линии,

заметная

фрагментарность

изложения,

нарушение

временных и причинно – следственных связей в тексте. Указанные
специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной
речевой

активности

второстепенные

ребенка,

элементы

с

его

неумением

замысла

и

выделять

связей

главные

между

и

ними,

с

невозможностью честного построения целостной композиции текста. Так,
рассказывая о любимых игрушках или событиях из собственной жизни, дети
в

основном

используют

короткие,

малоинформативные

фразы.

При

построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены
предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается
неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение
межфразных связей между предложениями.
С

самостоятельной

воспроизведении
добавление

слов

лишних

речи

слоговой

звуков,

типичными
структуры

усечение

являются
и

слогов,

трудности

в

звуконаполняемости:
перестановка

слогов,

добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи
характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью
дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия
проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний
согласный, гласный звук в середине и в конце слова. Не подбирают картинки,
в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно
11

определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное
придумывание слов на заданный звук не выполняют.
1.5. Характеристика детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития
наибодее

значимые

особенности:

недостаточный

имеют
запас

следующие
знаний

и

представлений об окружающем, пониженная познавательная активность,
замедленный темп формирования психических функций, слабость регуляции
произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании),
нарушения различных сторон речи.
В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и
глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий,
неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и
часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или
действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов –
антонимов и особенно слов – синонимов. Из прилагательных чаще всего
употребляются

качественные,

обобщающие

непосредственно

воспринимаемые признаки.
Отмечается недостаточная сформированность грамматического строя
речи детей с ЗПР. Чаще всего встречаются нарушения порядка слов в
предложении,

пропуск

отдельных

его

членов,

что

связано

с

неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто
наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, а также ошибки в
предложно – падежном управлении, в согласовании существительных с
глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании
новых слов с помощью суффиксов, приставок.
Речь

детей

с

ЗПР

характеризуется

нарушением

звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в
звуковой деятельности речи, трудности в овладении звукобуквенным
анализом.

12

Следующей
своеобразие

особенностью

связной

речи.

детей

данной

Пересказ

категории

произведений

является
(особенно

повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности
в составлении рассказа по серии сюжетных картин. Для речи детей с ЗПР
характерны неосознанность и произвольность построения фразы как
высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос
взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними
мыслями и суждениями.
1.6.

Характеристика

детей

с

фонетико

–

фонематическими

нарушениями
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико
– фонематической и артикуляторно – фонематической формы. Уровень
развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым
анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть
различна. Можно выделить следующие его уровни:
1.

Первичный уровень.

Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к
овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа
сформированы недостаточно.
2.

Вторичный уровень.

Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются
нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов
органов

речи.

Нарушено

нормальное

слухопроизносительное

взаимодействие важнейший механизм развития произношения.
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР
указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они
испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая,
поднимать руку в момент произношения того или иного звука или слога.
Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с
парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на
13

определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе
картинок на заданный звук.
В фонетико – фонематическом недоразвитии детей выявляется
несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
-

при

сформированной

артикуляции,

неразличение

звуков,

относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в
слове;
Состояние

звукопроизношения

этих

детей

характеризуется

следующими особенностями:- Отсутствие в речи тех ли иных звуков и
замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по
артикуляции, например: вместо [c], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л], [й],
вместо – глухих; свистящие и шипящие ( фрикативные) заменяются
звуками [т], [т], [д], [д]. Отсутствие звука или замена его другим по
артикуляционному

признаку

создает

условия

для

смешения

соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно
или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс
фонемообразования не заканчивается. Трудности различия

близких

звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их
смешению при водят к их смешению при чтении и на письме. Количество
неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого
числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными
свистящие и шипящие ( [c] - [c], [з]- [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]; [т] и [д];
звуки [л], [р], [р]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно
противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует [й];
гласный [Ы].
- Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или
нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний,

14

неотчетливый звук, вместо [ш ] и [с] – мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]
– нечто вроде смягченного [ч].
Причинами таких замен является недостаточная сформированность
фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна
фонема зависит от другой, что ведет к искажению смысла слова, называют
фонематическим.
- Нестойкое употребление звука в речи. Некоторые звуки по
инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они
отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и тоже слово
в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что
у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой –
искажаются. Такие нарушения называются фонетико – фонематическими.
- Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребенок
может искажённо произносить 2 -4 звука или говорить без дефектов, а на
слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное
благополучие

звукопроизношения

может

маскировать

глубокое

недоразвитие фонематических процессов.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является
недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее
нарушения. Это фонематическое нарушение, которые не влияют на смысл
слов.
Кроме

перечисленных

особенностей

произношения

и

фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая
смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании
словаря и грамматического строя речи ( ошибки в падежных окончаниях,
употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с
существительными).
1.7.Ожидаемые результаты реализации программы
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
- может выражать свои мысли и желания;
15

-умеет пользоваться речью для выражения своих мыслей, чувств и
желаний;
- умеет строить речевые высказывания в ситуации общения;
- выделяет звуки в словах;
- у ребенка складываются предпосылки грамотности.
2. Календарно – тематическое планирование
2.1.Система

коррекционно

–

развивающей

работы

на

лопедическом пункте для детей с ОНР и ФФНР
Учебный год на логопедическом пункте начинается первого
сентября, и условно делится на три периода.
С 1 по 15 сентября отводится время для углубленной
диагностики, сбора анамнеза, наблюдений за детьми в

режимные

моменты, составления и обсуждения плана работы на первый период
работы (или на три периода).
С 15 сентября начинается НОД с детьми шестого и седьмого
года жизни в соответствии с утвержденным планом работы. Оценка
темпов динамики развития детей и составление плана работы на
следующий период проходит в рабочем порядке.
В январе проводится промежуточная диагностика речевых
процессов.
С 1 по 15 мая - итоговая диагностика, повторение пройденного
материала, речевые игры с движениями.
В июне при переходе детского сада на летний режим для детей
переходящих на второй год обучения проводится только индивидуальная
коррекционно – развивающая деятельность.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной
группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и
особенностей развития детей.

16

Дети

с

общим

фонематическими

недоразвитием

нарушениями

речи

речи

и

с

фонетико

(подготовительная

–

группа)

проводится 1 раз в неделю по формированию звукопроизношения, с
детьми с общим недоразвитием проводится подгрупповая работа по
формированию лексико – грамматических категорий и связной речи – 1
раз в неделю.
Со

всеми

индивидуально

–

детьми,

зачисленными

коррекционная

на

логопункт,

работа.

ведется

Продолжительность

подгрупповых коррекционных занятий в подготовительной группе 30
минут, индивидуальных – 15 – 20 минут.
Периодичность индивидуальных занятий -2-3 раза в неделю.
Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит
от индивидуальных особенностей детей и составляет:
- 6 -10 месяцев – для детей с фонемо – фонематическим
недоразвитием (ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных
формах речевой патологии;
- 2 года – для детей с ЗПР;
- 1 – 2 года – общим недоразвитием речи (ОНР)при различных
формах речевой патологии.
Основными направлениями работы по развитию речи
детей являются:
- формирование полноценных произносительных навыков;
-

развитие

фонематического

восприятия,

фонематических

представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на
коррекционном речевом материале осуществляется:
-

развитие у детей внимания к морфологическому составу и

изменению слов и их сочетаний в предложении;

17

-обогащение

словаря

детей

преимущественно

привлечением

внимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному
значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое
распостраненное

предложение,

а

затем

и

сложное

предложение;

употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной
речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом,
с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в
речи в произношении фонем;
2.2. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий для
детей, имеющих заключение ЗПР и ОНР I –III уровня.
2.3.
Перспективное планиролвание индивидуальной работы по
коррекции фонетико – фонематической стороны речи для детей с ФФНР.

2.4.

Перспективное

планирование

подгрупповой

работы

по

формированию звукопроизношения, лексико – грамматических
категорий и развитию связной речи с детьми с ФНР, ФФНР,
ОНР, ЗПР.
Меся
ц

дели
Сент

ябрь

Не

звук

Лексические темы

Связная речь

и

1-2

Обследование речи детей

3

А

«Лес»,

«Грибы»,

«Ягоды»

Составление
описательных
рассказов

по

плану - схеме
4

У

«Золотая
(признаки осени)

осень»

Составление
рассказа об осени
с

18

опорой

на

предметные
картинки
Октя

И

1

«Сад. Фрукты»

Составление

брь

творческого
рассказа

«Мой

сад» с опорой на
предметные
картинки
О

2

«Огород. Овощи»

Составление
творческого
рассказа

«Мой

огород» с опорой
на

предметные

картинки
П,

3
Пь

«Детский
(игрушки,

сад»

Составление

профессии, рассказа

трудовые отношения)

по

сюжетной
картинке

Э

4

«Перелетные
птицы»

Составление
рассказа по серии
сюжетной
картины
«Скворечник»

Нояб

Т,

1

рь

Ть

«Наш город», «моя
улица», «Моя страна»

Составление
рассказа

по

сюжетной
картинке
К,

2
Кь

«Одежда.
головные

Обувь,

Составление

уборы» рассказа

(материалы, из которых сюжетным
19

по

они сделаны)
М,

3

картинкам

«Поздняя осень»

Составление

Мь

рассказа об осени
с

опорой

на

предметные
картинки
Х,

4
Хь

Дека

животные

Ы

1

«Домашние

брь

Составление

и

их рассказа по серии

детеныши»,

сюжетных картин

«Домашние птицы»

«Страшный зверь»

«Дикие животные
и их детеныши»

Составление
рассказа с опорой
на

предметные

картинки «Умный
ежик»
С,

2
Сь

«Зима» ( зимние
месяцы,

дикие рассказа

животные
З, Зь

картинкам

«Посуда» ( виды
посуды;

Составление

назначение; описательных

материалы, из которых рассказов
сделана посуда)
Н,

4
Нь

по

зимой, предметным

зимующие птицы»
3

Составление

плану - схеме

«Мебель»
назначение;
предметов

по

(

Составление

части описательных
мебели; рассказов

по

материалы, из которых плану - схеме
они сделаны)
5

В,

«Зимние забавы»

20

Составление

Вь

рассказа

по

сюжетной картине
«Зима пришла»
Янва
рь

1

каникулы

2

Промежуточная диагностика
Д,

3
Дь

«Транспорт» (виды

Составление

транспорта; профессии рассказа
на

по

транспорте; сюжетной картине

трудовые отношения)

«Папин
помощник»

Б,

4
Бь

«Профессии»
трудовые

(

Составление

отношения; рассказа

предметы помощники)

по

сюжетной картине
«Строим дом»

Февр

Г,

1

аль

Гь

«Орудия

труда»,

«Инструменты»

Составление
описательных
рассказов

по

плану - схеме
К –Г

2

«Животные разных
стран»

(

Составление

жарких, рассказа

севера)

по

предметным
картинкам

Ш

3

«Животный
морей

и

мир

океанов», рассказа

аквариумные рыбки»
С –
Ш

«Защитники
Отечества»,
«Профессии

21

по

и предметным

«Речные

4

Составление

картинкам
Составление
рассказа

по

наших сюжетной картине

пап»

«Пограничник на
посту»

Л,

5

«Комнатные

Ль

растения»

Составление
рассказа

по

сюжетной картине
«Цветы на окне»
Март

Ж

1

«Профессии наших
мам»

Составление

«Мамин рассказа

праздник»

по

сюжетной картине
«Мама - врач»

З

2

–

Ж

«Весна.

Приметы

весны»

Составление
рассказа с опорой
на

предметные

картинки
Р,

3
РЬ

«Бытовые

Составление

электроприборы»

рассказа

по

предметным
картинкам
Л-Р

4

«Книжная неделя»

Составление
рассказа по плану
- схеме

Апре

Ль,Р

1

ль

ь

«Транспорт»,
«Правила

Составление

дорожного рассказа

движения»

по

предметным
картинкам

2

Ч

«Планета
«Космос»

Земля»,

Составление
рассказа

по

сюжетной картине
«на орбите»

22

Ц

3

«Наш

Ц –

4
С

огород».

Составление

(

весенние

рассказа с опорой

сельскохозяйственные

на

работы)

картинки

«Поздняя

весна»

предметные
Составление

(растения и животные рассказа по плану
весной, перелетные

- схеме

птицы»
Май

Щ

1

«Насекомые»,

Составление

«Цветы», «Деревья и рассказа
кустарники»

по

предметным
картинкам

Ф,

2

«День Победы»

Составление

Фь

творческого
рассказа « Беседа
с ветеранами»
Обследование речи детей

3-4

2.5. Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями

Повышению

эффективности

результатов

работы

способствует

включение в коррекционно – развивающую деятельность родителей (или
лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада
( музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО). Работа по
речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в
нерегламентированной

деятельности

воспитателей:

на

прогулке,

в

вечерние и утренние часы, а также во время организованной деятельности.
Родители ребенка и педагоги детского сада постоянно закрепляют
сформированные у ребенка умения и навыки.

23

При организации образовательной деятельности прослеживается
взаимодействие взрослых участников образовательного процесса в
различных областях:
- Логопед: обследование речи, постановка и автоматизация звуков;
развитие фонематического слуха; речевое развитие.
-

Родители:

закрепление

выполнение

навыков,

рекомендаций

расширение

знаний

всех
и

специалистов;

представлений

об

окружающей действительности (обогащение, уточнение и активизация
словаря, навыков связной речи).
Форма работы с родителями: информация на сайте детского сада и в
рабочей группе детского сада ВКонтакете. Информирование родителей в
мессенджере ( ВатсАпп). Наглядная информация в родительских уголках
групп.
Выступление на родительских собраниях, индивидуальные беседы и
групповые консультации.
- Музыкальный руководитель: элементы логоритмики; постановка
диафрагмального – речевого дыхания; развитие координации движений;
музыкотерапия; развитие мелкой и общей моторики.
- Воспитатель: автоматизация звуков; развитие фонематического
слуха; обогащение, уточнение и активизация словаря; навыков связной
речи; развитие связной речи.
3.Содержание программы
3.1. Направление

коррекционно

–

развивающей

работы

на

логопедических занятиях:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной,
плавной, воздушной струи для правильного произношения звуков).
- артикуляционная гимнастика (различные упражнения
развитие мышц артикуляционного аппарата).

24

на

- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие
моторики пальцев рук).
- автоматизация звуков в речи.
- развитие словаря.
- формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков
языкового анализа.
- обучение элементам грамоты.
- развитие связной речи и речевого общения.
- сенсорное развитие.
- развитие психических функций.
- ознакомление с окружающей действительностью.
- совершенствование общей координации речи с движениями и
мелкой моторикой пальцев рук.
На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование
моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве. Эта
работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием
соответствующих понятий. В основу ее положено формирование
углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем
мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
На

подгрупповой

работе изучаются те звуки, которые

правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на
индивидуальных занятиях и выносятся только легко и правильно
произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего
онтогенеза, восприятие которых опираются на четкие слуховые и
кинестетические
последовательность

ощущения
в изучении

Определилась

следующая

звуков: Гласные: У,А,О,Э,И,Ы,

Согласные: П,Т,К.М,Л,Х,С,З,Б,Г,Т,Д,Ш,Л,Ж.Р,Ч,Ц,Щ.
Работа над формированием фонетического восприятия включает в
себя:

узнавание

неречевых

звуков,
25

различение

одинаковых

звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различие слов, близких по
своему составу, дифференциацию слогов и фонем.
На

основании

осуществляются

уточненных

наиболее

произносительных

простые

формы

навыков

фонематического

восприятия, т.е умение услышать заданный звук ( в ряду других
звуков); определить наличие данного звука в слове.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие
между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В
определенной

последовательности

проводятся

упражнения,

подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение
из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших
односложных слов.
3.2. План фонематического слуха:
1. Формирование действия выделения звука на фоне слова. ( есть
такой звук в слове или отсутствует)
2.Формирование действия вычленения из начала и конца слова. (
по вопросам: Назови первый звук в слове. Назови последний в слове)ю
3 Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука в слове ( после какого звука слышится
звук в слове? Перед каким?)
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие
кинестетические ощущения, способствуют осознанному

звучанию

речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте.
3.3. План формирование функций звукового анализа:
1. Определение последовательности и качества звуков в слове.
2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных.
3. Фонематический анализ звукового ряда , состоящего из
согласного и гласного.
4. Фонематический анализ слова.

26

В

работе

по

формированию

фонематического

анализа

осуществляется принцип системности и постоянного усложнения.
Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится в
начале6
-

С

использованием

вспомогательных

приемов:

хлопки,

отстукивание.
- На основе собственного произношения.
Большое

внимание

уделяется

всевозможным

преобразованиям слов; например - каша – кашка; кошка – мошка.
Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука
в слове достаточно для образования нового слова.
Дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во
вспомогательных

средствах.

Факторами,

облегчающими

и

направляющими процесс становления речи, являются наглядность и
моделирование плана высказывания.
3.4. Особенности оценки индивидуального развития детей.
Мониторинг логопедической работы за учебный год

Ф.И

Звукоп

Фоне

роизношени матич.

Слова

Грам.с

рный запас трой речи

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

27

Свя
зная

Ито
г

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Критерии оценки уровня функции
1.

Звукопроизношение

1.

Нарушение нескольких групп звуков (полиморфное).

2.

Недостаточное

произношение

одной

группы

звуков

(мономорфное).
3.

Звуки в речи присутствуют, но недостаточно автоматизированы.

4.

Звукопроизношение в норме.

2.

Фонематические процессы

1.

Не слышит данный звук в любой позиции.

2.

Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы

3.

С заданием справляется, но допускает несколько ошибок.

4.

Фонематические процессы в норме.

3.

Словарный запас

1.

Активный словарь ограничен бытовым уровнем.

2.

Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном

использует существительные и глаголы.

28

3.

Использует все части речи, но не всегда отражает в речи

приставочные глаголы; использует простые предлоги, в употреблении
сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе
синонимов испытывает затруднения.
4.

Активный словарь близок к возрастной норме.

4.

Грамматический строй речи

1.

Речь грубо аграмматична.

2.

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и

словообразовании.
3.

Допускает

незначительное

количество

ошибок

при

словоизменении и словообразовании.
4.
5.

Грамматический строй близок к возрастной норме.
Связная речь

1.

Фразовая речь резко аграмматична.

2.

Испытывает

значительные

затруднения

при

составлении

рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой.
3.

При составлении рассказа использует не более двух-трех

предложений; не пользуется планом при построении рассказа, при описании
использует не более двух признаков.
4.

Умеет

распространенными

построить

рассказ,

предложениями

и

пользуясь

простыми

предложениями

сложной

синтаксической конструкции.
Условные обозначения:
1б. – низкий уровень (Н)
2б. – уровень ниже среднего (Н/С)
3б. – средний (С)
4б. – высокий (В)
4. Планируемые результаты освоения программы
- Правильно произносить все звуки родного языка;
29

- Слышать и уметь находить данный звук в потоке звуков, слогов,
слов и в предложении; придумывать слова на заданный звук;
- Правильно произносить слоговые ряды и пары слов;
- Воспроизводить слова сложной слоговой структуры;
- Ребенок автоматически пользуется поставленными звуками в
свободной речи;
- Владеть навыками звукового состава слова;
-

Пользоваться

в

самостоятельной

речи

простыми

распространенными и сложными предложениями, владеть навыками
объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками словообразования;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов
должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги
употребляются адекватно;
- Владеть навыками диалогической речи;
- Воспроизводить на слух 5-6 слов. Проявляет внимание к своей речи
и речи окружающих;
- У ребенка развито речевое творчество
-Владеет звуковой и интонационной культурой речи;
- Знаком с книжной культурой, детской литературой;
Понимает звуковую аналитико – синтетическую активность, как
предпосылки обучения грамоте.
5. Материально

– техническое

оснащение

и учебно

–

методическое обеспечение реализации программы
Для успешной реализации рабочей программы необходимо
создание предметно – развивающей среды: оснащение логопедического

30

кабинета необходимым оборудованием, дидактическим материалом и
наглядными пособиями.
- Настенное зеркало для логопедических занятий;
- Зеркала для индивидуальной работы по количеству детей;
- Лампы дополнительного освещения над столом;
- Классная доска;
- Парты – столы по количеству детей;
- Стулья детские;
- Стол письменный;
- Стулья взрослые;
-Шкафы

для

наглядных

пособий,

дидактических

игр

методической литературы;
- Диагностический материал;
- Настольные игры для развития фонематического слуха;
- Настольные игры для развития лексико – грамматического
содержания
- Настольные игры для развития памяти, внимания, мышления
детей;
- Настольные игры для развития связной речи;
- Схемы для составления звукового анализа слов;
- Схемы составления предложений;
- Схемы определения места звука в слове;
- Звуковые домики;
Сюжетные картинки для развития связной речи;
- Предметные картинки по лексическим темам;
-Серии сюжетных картин;
-Игры и игрушки для развития мелкой моторик

31

и

Литература
1 Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления
недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) –
СПб.: «Детство-пресс», 2004
2.

Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ

Сфера, 2008.
3.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования

детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –
СПб., 2005.
4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ
– М.: ТЦ Сфера, 2008.
5.

Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование

учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими
тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.:
Гном-Пресс, 1999.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2001.
9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.
– М.: ТЦ Сфера, 2007.
10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному
обеспечению

в

дошкольном

учреждении.

Сборник

документов

и

рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
32

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей

12.

дошкольного
Программа

возраста
и

с

фонетико-фонематическим

методические

рекомендации

для

недоразвитием.
дошкольного

образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная
Пресса, 2003.
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений
речи

\\

Программы

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение,
2008.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».