Игры, развивающие внимание

04.10.2024

Внимание играет немаловажную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. И хотя в сознании детей фиксируется то, что ярко и эмоционально, уже в дошкольном возрасте в процессе игры и общения необходимо начинать развитие произвольного внимания. Ведь его развитие помогает ребенку облегчить процесс обучения в начальной школе.

Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

⃣Непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает.
⃣Произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении.
⃣Послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой- либо активности.

Свойства внимания.

1. Концентрация — это степень сосредоточения.

У детей до 3 лет – до 15 минут (нервные дети - не более 5 минут).

У детей 4 лет – до 20 минут (болезненные дети - не более 8 минут).

Дети 5 лет - до 10-25 минут (с нарушением внимания дети – не более 10мин)

Дети 6-7 лет - до 30 минут (дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут).

2. Распределение— это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно (внимание к объектам, действия с ними или наблюдения за ними).

3. Переключаемость— это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую при появлении новой задачи.

Распределение и переключаемость еще слабо развиты у дошкольников. Эти свойства необходимо развивать специально.

К концу 1-го года жизни появляется ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.

В начале 2-го года жизни появляются зачатки произвольного внимания (взрослый называет предмет, ребенок направляет взгляд на этот предмет).

На 2-3-й году жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания (ребенок еще не может распределять внимание между двумя предметами (действиями).

В 4,5-5 лет ребенок начинает направлять внимание, действуя по инструкции взрослого.

В 5-6 лет появляется элементарная форма произвольного внимания (самоинструкция). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.

В 7-летнем возрасте внимание совершенствуется, включая волевое.

4. Объем - измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их одномоментном предъявлении.

в 3 - 4 года внимание ребёнка привлекают яркие, необычные предметы.

в 4 - 5 лет - 1 предмет,

в 5-6 лет - 3 предмета (с достаточной полнотой и детализацией).

к 6-7 годам - увеличивается и количество объектов, и изменяется круг предметов, которые ребёнок способен одновременно воспринять. Привлекают внимание внешние ничем не привлекательные объекты.

7-летние дети уже любят групповую деятельность. И начинают сочетать и удерживать в своём сознании несколько объектов с разными характеристиками.

5. Устойчивость— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности (яркость материала, эмоциональное состояние, отношение к деятельности).

Сосредоточенность и устойчивость.

Игра младших дошкольников может длиться 30-50 минут.

К 5-6 годам длительность игры может возрасти до 2 часов.

В 5,5-6 лет дошкольники готовы работать час, не отвлекаясь (наглядные изображения, которые эмоционально привлекают). Со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес игры – головоломки, загадки, задания учебного типа.

Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.

 

Внимание дошкольника имеет возрастную динамику развития. В старшем дошкольном возрасте расширяется объем внимания, возрастает его устойчивость, формируется и активно развивается произвольное внимание.

Чтобы развивать у детей определенные свойства внимания (объем, устойчивость, концентрацию, переключение, распределение) на занятиях у педагога-психолога используются целенаправленные игры и упражнения.Хочу такой сайт

 

Для увеличения объема внимания используются игры: «Танграм», «Запомни и раскрась кружки», «Угадай чего не стало», «Что изменилось».

           

Для переключения внимания: «Найди предмет», «Чья тень?».

            

Для распределения внимания: «Стрелочки», «Крестики-нолики».

            

Важным условием развития внимания у детей является тесная взаимосвязь с родителями. Так как только одновременная, скоординированная работа дает положительный результат. Развивать внимание детей можно в обыденных бытовых условиях.

Уважаемые взрослые, ниже мы перечислим 5 игр для развития внимания детей дошкольного возраста дома.

Игра«Золушка»

Цель: развитие умения переключения внимания

Понадобится: горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы. 


Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки, или просто кучки. 

Так, для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха.

Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу. 

Игра «Зеркало»

Цель: увеличение объема внимания

Понадобится: кубики (2 набора)/ счетные палочки/стаканчики/ животные и т.д.

 

Для данной игры вам понадобится два одинаковых набора кубиков разных цветов. Взрослый располагает кубики в хаотичном порядке, например, красный, желтый, зеленый, синий. Задача ребенка запомнить порядок расположения кубиков. Затем кубики взрослого накрывают полотенцем, задача ребенка воспроизвести цветовую последовательность. 

 

Игра «Что изменилось»

 

Цель: увеличение объема внимания

Понадобится: различные игрушки, предметы и т.д.

 

Поставьте на стол 3 – 4 игрушки (затем количество игрушек увеличивается).Предложите ребёнку рассмотреть игрушки в течение 10 – 15 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться, тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда малыш повернётся по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось.

 

Игра «Хлопай как я»

Цель: развитие слухового внимания.

 

Задайте ребенку определенный такт при хлопках. Сначала придумывайте простые комбинации, постепенно усложняя ритм.

 

Игра «Делай как я»

Цель: развитие наблюдательности.

 

Включите любую ритмичную музыку. Придумывайте движения под музыку. Задача ребенка повторить ваши движения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.10.2024

Дата обновления: 11.10.2024

Дата публикации: 04.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».