Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста
04.05.2025
у дошкольников старшего возраста
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей
стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный
процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только
высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены
в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на
каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором
формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким
образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить
фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем
возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического
мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами
логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение
упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может
пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку
самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение,
строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,
научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути
проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и
процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит
несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии
развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-
логическое.
Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок».
Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним –
попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. Каждый
увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а
потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно
сделать с этим?
Наглядно-образное мышление ребенка.
Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится
до 6- 7 лет. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся
ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно
взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов
восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к
действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать
предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например,
«поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой.
Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от
того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на
следующем, логическом, этапе.
Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую
ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь
позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать
информацию, полученную с помощью органов чувств.
Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или
явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот,
наполняет новую категорию соответствующими понятиями. У них формируются
причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они
способны производить действия без опоры на образы.
Анализ — выделение свойств объекта, выделение объекта из
группы или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез — соединение различных элементов (признаков,
свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как
взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а
синтез — через анализ).
По умению думать, анализировать, делать обоснованные умозаключения
судят об уровне развития человека. И хотя ребенок развивается, учится мыслить в
повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, в играх и т. д., но
для успешной работе в школе нужны другие, системные и более глубокие навыки
мышления. Эти умения ребенок не может приобрести самостоятельно, в этом ему
должны помочь взрослые, подготовить его к новому жизненному этапу – учебе в
школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.05.2025
Дата обновления: 04.05.2025
Дата публикации: 04.05.2025