15.12.2017
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важно научить ребёнка не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у него способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.
Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольника представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет ребёнку освоить ключевые для его возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
От элементарной игры с цветными палочками ребёнок постепенно продвигается к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать ребёнку самому выбирать действия, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать занятия с ребёнком, дайте ему возможность рассмотреть палочки. Тщательно наблюдайте за тем, как он играет с палочками: выкладывает узоры, конструирует, разворачивает самостоятельную игру.
Возможно, уже в ходе этих игр ребёнку удастся сделать собственные открытия:
- палочек много, они разных цветов(ребёнок перечисляет те цвета, которые знает);
- есть палочки одинакового цвета, есть – разного;
- одни палочки длиннее, другие короче.
Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам, сооружению из них построек.
Помимо выражений «такой же», «не такой, как» используются слова «одинаковые», «разные».
В ходе этих игр нужно помочь ребёнку выделить свойства (признаки), по которым сравнивают палочки: цвет и длину. Для этого предложить ребёнку следующее:
- найди и покажи палочку такую же по цвету (по длине);
- отбери все красные (синие, розовые и т. д.) палочки, палочки такой же длины;
- отбери по одной палочке разного цвета;
- перечисли цвета всех палочек на столе и т. д.
По ходу выполнения ребёнком этих заданий несложно выяснить, какие цвета он различает. В случае если у него возникли затруднения, при определении цвета той или иной палочки, сначала покажите и назовите её. Затем помогите найти палочку такого же цвета, а затем – предметы такого же цвета в окружающей обстановке.
При сравнении длины палочек сопровождайте свои действия словами: «Это длинная палочка, а это короткая».
Предложите ребёнку:
- найти и показать самую короткую палочку и назвать её цвет;
- выбрать две палочки и найти среди них длинную(короткую);
- сравнив две палочки, выбранные ребёнком, ответить на вопрос: «Какая это палочка – короткая или длинная?»
После этого помочь ребёнку сопоставить палочки одновременно по цвету и длине: «Белая палочка короче всех остальных». «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных». «Красная палочка длиннее белой, розовой и голубой, но короче желтой, фиолетовой, всех остальных» и т. д.
Выбрав две или больше палочек, задать ребёнку наводящие вопросы: «Эти палочки одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что – разное?»
Такие вопросы и сопоставления помогут ребёнку сделать вывод: палочки, одинаковые по цвету, одинаковы и по длине.
Для развития представлений о количественных отношениях можно предложить ребёнку выполнить следующие задания и ответить на вопросы:
-Найди и покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек.
Палочек стало больше(меньше)? (Вопрос задают после того, как добавляют или убирают одну или несколько палочек).
В следующий раз вниманию родителей будут предложены игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Воспитатель: Цыпушкина Марина Викторовна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 26.11.2018
Дата публикации: 15.12.2017