18.12.2017
"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.
"Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.
Необходимо развивать речь ребенка в комплексе:
· Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
· Необходимо читать ребенку.
· Рассказывать обо всем, что его окружает.
· Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.
· И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящее время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу.
Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Дети, которым удаётся выполнить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, если они не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений.
Таким образом, пока движения пальцами не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Очень эффективными оказываются наиболее простые приёмы, которые мы предлагаем малышам:
- катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие);
- рвать на мелкие куски любую бумагу - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны;
- очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус;
- полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей;
- игры во вкладыши;
- нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами;
- застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка;
- мозаика, игры с палочками Кюизенера;
- игры с водой и песком;
- игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2—4 части), кубики, пазлы;
- конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. В качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры;
- катание карандаша, мячика суд-жок;
- фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками»;
- игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора;
- пальчиковые игры с речевым сопровождением. Они отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Воспитатель: Артамонова Надежда Степановна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 26.11.2018
Дата публикации: 18.12.2017