22.01.2021
Многие
родители, когда появляется ребенок, задумываются, когда и как его можно обучать
чтению и счету. Существует множество программ и методик. Для занятий по раннему
обучению чтению, с детьми нашей группы, была рекомендована интенсивная
технология обучения Н.А. Зайцева.
Методика
предусматривает очень важные моменты: занимательность, необычайность материала
и форм обучения. Главное, всё обучение построено по принципу «не навреди».
1.Нельзя испортить осанку: таблицы расположены высоко.
2.Нельзя испортить глаза: на кубиках крупный размер букв, отсутствует
резкое сочетание цветов.
3.В процессе работы ребёнок постоянно двигается, действует, выбирает,
проговаривает.
Как же выглядят кубики Зайцева? Кубики Зайцева – это набор
картонных кубиков разного размера и
цвета, на грани которых нанесены склады. Склад - это пара из согласной с
гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Кубики
со складами склеивают и наполняют разным
содержимым: деревянными палочками (для кубиков
с глухими звуками, металлическими крышечками (для «звонких» кубиков,
бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками).
В результате, кубики отличаются:
по звучанию; цвету: «золотые» (желтые) – для складов с гласными, «железные» (серые) – для
звонких складов, «деревянные»(коричневые) – для
глухих складов, белые-зеленые – для знаков препинания; по
размеру: большие и большие двойные, как бы склеенные – для твёрдых
складов, маленькие, и маленькие двойные – для мягких складов. В набор также
входят таблицы со складами.
Таким образом,
метод «кубиков Зайцева» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и
тактильную.
Как же играть с кубиками,
чтобы ребенок по-настоящему увлекся чтением?
На первых занятиях мы с детьми знакомились с кубиками: сравнивали их
по размеру, по цвету, слушали, как они звучат.
В первый раз писали
минимум слов, начинали с имен детей, слов "мама",
"папа", их имен, кличек любимых животных.
Постепенно
переходили к написанию настоящих слов, играм с кубиками и таблицами. Также мы с
детьми упражнялись в пропевании складов. Постепенно они начали пытаться петь сами — показывая по таблице или
поворачивая кубик.
Одновременно
с играми по кубикам и таблицам вводили другие "складовые" игры и пособия.
Далее мы приступили к написанию различных слов, в соответствии с тематикой
недели.
Писали
слова кубиками или указкой по таблице.
Детям
предлагалось придумывать слова на определенную тему. Так, например, мы играли в
магазин, зоопарк или путешествие.
Выбирали
какой-либо раздел магазина — например, "Молочные
продукты". Что там продается? Дети начинали перечислять, взрослый писал по таблице или
кубиками. Потом "переходили" в другой отдел магазина, например
"Игрушки".
Или "Давайте пойдем в зоопарк! Кого мы там
увидим?" Дальше следует перечисление разных зверей, птиц и т.д. "А
кто плавает в бассейне? А кто живет в доме птиц?" — здесь уже
перечисляются только водоплавающие или птицы.
"Мы
едем в путешествие! Что возьмем с собой? На чем поедем? Что увидим из окна?
Куда поедем? В лес? На море? Что там будем делать? Кого там увидим?".
Предлагалось
детям придумать как можно больше слов на определенную букву (или склад) "просто так"
или на какую-то тему.
После
того, как мы неоднократно играли с детьми в кубики и таблицы, они увидели много
слов написанных взрослым, не раз видели свое имя и другие знакомые слова, предлагалось
им попробовать что-нибудь написать самостоятельно.
Играя в кубики, ребёнок много знаков превращает в слова, он
идёт к чтению через письмо, ему так легче. Дети начинают читать не по букве,
как учили раньше, а по складам. Это самый быстрый и легкий путь к чтению,
положительно то, что идет одновременно изучение лексики правил чтения, записи
слов, тренировка произношения и восприятия их на слух. И запоминается всё
на много лучше. Еще бы: ведь сами разыскиваем слова (кубики - склады) путем собственных
умозаключений. Для того чтобы дети легко могли превращать знаки в звуки с
помощью письма подобрала ряд игр, упражнений. Упражнения: «Как тебя
зовут», «Сосиски и сардельки», «Прятки», «Игрушки и домики», «Сортируем кубики
на большие и маленькие», «Беги к МИ!», «Паровозики и башни», «Находим ошибку»,
«Братики и сестренки», «Рассказываем сказку», «Смешные слова», «Составляем
слово по образцу», «Перевертыши», «Действия» и др.
Кто-то быстрее, кто-то медленнее справляется с
заданиями, но все дети чувствуют себя умными. Детям нравится
это, их хвалят, повышается самооценка ребенка.
Таким образом,
в процессе игровой деятельности, ребенок повышает свой уровень знаний и
умений, он не только учится читать, но и всесторонне развивается.
Воспитатель Рукавишникова Л.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2021
Дата обновления: 26.01.2021
Дата публикации: 22.01.2021