Опыт работы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева

22.01.2021

Многие родители, когда появляется ребенок, задумываются, когда и как его можно обучать чтению и счету. Существует множество программ и методик. Для занятий по раннему обучению чтению, с детьми нашей группы, была рекомендована интенсивная технология обучения Н.А. Зайцева.

Методика предусматривает очень важные моменты: занимательность, необычайность материала и форм обучения. Главное, всё обучение построено по принципу «не навреди».

1.Нельзя испортить осанку: таблицы расположены высоко.

2.Нельзя испортить глаза: на кубиках крупный размер букв, отсутствует резкое сочетание цветов.

3.В процессе работы ребёнок постоянно двигается, действует, выбирает, проговаривает.

      Как же выглядят кубики ЗайцеваКубики Зайцева – это набор картонных кубиков разного размера и цвета, на грани которых нанесены склады. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками, металлическими крышечками (для «звонких» кубиков, бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). В результате, кубики отличаются: по звучанию; цвету«золотые» (желтые) – для складов с гласными, «железные» (серые) – для звонких складов, «деревянные»(коричневые) – для глухих складов, белые-зеленые – для знаков препинания; по размеру: большие и большие двойные, как бы склеенные – для твёрдых складов, маленькие, и маленькие двойные – для мягких складов. В набор также входят таблицы со складами.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.

Как же играть с кубиками, чтобы ребенок по-настоящему увлекся чтением?

На первых занятиях мы  с детьми знакомились с кубиками: сравнивали их по размеру, по цвету, слушали, как они звучат.

В первый раз писали  минимум слов, начинали с имен детей, слов "мама", "папа", их имен, кличек любимых животных.

Постепенно переходили к написанию настоящих слов, играм с кубиками и таблицами. Также мы с детьми упражнялись в пропевании складов. Постепенно они начали  пытаться петь сами — показывая по таблице или поворачивая кубик.

Одновременно с играми по кубикам и таблицам вводили  другие "складовые" игры и пособия. Далее мы приступили к написанию различных слов, в соответствии с тематикой недели.

Писали слова  кубиками или указкой по таблице.

Детям предлагалось придумывать слова на определенную тему. Так, например, мы играли в магазин, зоопарк или путешествие.Хочу такой сайт

Выбирали  какой-либо раздел магазина — например, "Молочные продукты". Что там продается? Дети начинали  перечислять, взрослый писал по таблице или кубиками. Потом "переходили" в другой отдел магазина, например "Игрушки".

Или "Давайте пойдем в зоопарк! Кого мы там увидим?" Дальше следует перечисление разных зверей, птиц и т.д. "А кто плавает в бассейне? А кто живет в доме птиц?" — здесь уже перечисляются только водоплавающие или птицы.

"Мы едем в путешествие! Что возьмем с собой? На чем поедем? Что увидим из окна? Куда поедем? В лес? На море? Что там будем делать? Кого там увидим?".

Предлагалось детям придумать как можно больше слов на определенную букву (или склад) "просто так" или на какую-то тему.

После того, как мы неоднократно играли с детьми в кубики и таблицы, они увидели много слов написанных взрослым, не раз видели свое имя и другие знакомые слова, предлагалось им попробовать что-нибудь написать самостоятельно.

Играя в кубики, ребёнок много знаков превращает в слова, он идёт к чтению через письмо, ему так легче. Дети начинают читать не по букве, как учили раньше, а по складам. Это самый быстрый и легкий путь к чтению, положительно то, что идет одновременно изучение лексики правил чтения, записи слов, тренировка произношения и восприятия их на слух. И  запоминается всё на много лучше. Еще бы: ведь сами разыскиваем слова (кубики - склады) путем собственных умозаключений.  Для того чтобы дети легко могли превращать знаки в звуки с помощью письма подобрала ряд игр, упражнений.  Упражнения: «Как тебя зовут», «Сосиски и сардельки», «Прятки», «Игрушки и домики», «Сортируем кубики на большие и маленькие», «Беги к МИ!», «Паровозики и башни», «Находим ошибку», «Братики и сестренки», «Рассказываем сказку», «Смешные слова», «Составляем слово по образцу», «Перевертыши», «Действия» и др.

Кто-то быстрее, кто-то медленнее справляется с заданиями, но все дети чувствуют себя умными.  Детям  нравится  это, их хвалят,  повышается  самооценка ребенка.

Таким образом,  в процессе игровой деятельности, ребенок повышает свой уровень знаний и умений, он не только учится читать, но и всесторонне развивается.  

 

Воспитатель Рукавишникова Л.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.01.2021

Дата обновления: 26.01.2021

Дата публикации: 22.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».