ПРИНЯТА Педагогическим советом МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка» Протокол от «30 » августа 2023 г. № 174-Д УТВЕРЖДЕНА Заведующим МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка» Л.В. Густокашина Приказ от «30» августа 2023 г. № 174-Д Рабочая программа учителя - дефектолога Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 13 «Журавушка» Невьянского городского округа (МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка») Срок реализации программы: 2023-2024 уч. год Учитель – дефектолог: Рогожина А.А. Невьянск 2023 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка… ...........................................................................3 1.1.1. Особенности развития детей с задержкой психического развития ........ 4 1.1.2. Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет с задержкой психического развития ................................................................. 5 1.1.3. Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития .................................................................. 5 1.1.4. Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса ..................................................... 6 1.1.5. Принципы построения Программы ......................................................... 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание психолого-педагогической деятельности по освоению детьми образовательных областей .................................................................................. 9 2.2. Планируемые результаты освоения Программы ...................................... 11 2.3. Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР ......................... 14 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ......... 16 3.2. Особенности взаимодействия учителя–дефектолога с семьями воспитанников ................................................................................................... 16 3.3. Методы и средства реализации Программы .............................................. 18 3.4. Описание материально–технического обеспечения Программы ............ 20 3.5. Учебно-методический комплекс ................................................................ 21 Приложение 1. Перспективный план работы с родителями на 2023-2024 учебный год ........................................................................................................ 22 Приложение 2. Перспективный план работы с педагогами на 2023-2024 учебный год ........................................................................................................ 23 Приложение 3. Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста .........24 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологопедагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников дошкольной образовательной организации, учитель -дефектолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями. Рабочая программа учителя-дефектолога МАДОУ детский сад №13 «Журавушка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) • Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 –ФЗ (ред.от 07. 05 2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании Российской Федерации» • Типовое положение о МДОУ от 27 10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении • Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 №26 от 15.05.2013 г. • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от28.12.2010г. №2106 «Об утверждении и введении действие федеральных 3 требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г.№ ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» 1.1.1. Особенности развития детей с задержкой психического развития У детей данной категории все основные психические ново образования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе задержки психического развития (ЗПР) – органическое заболевание ЦНС. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослых они могут выполнять предлагаемые ими интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Эти дети с различными формами инфантилизма. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению. Дети не умеют планировать и контролировать свои действия, учебная мотивация низкая (ориентируются только на данные органов чувств), не умеют слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий. При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности: более низкий уровень развития восприятия; недостаточная продуктивность произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления; речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа. 4 1.1.2. Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет с задержкой психического развития - низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально Развивающимися сверстниками); - отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения; - неравномерная работоспособность; - отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания; - выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии Познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве. - нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда на ходят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу; - снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. - нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой. 1.1.3. Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития - ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития; - не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика – в школе он будет играть, а не учиться; - отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям; - не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности; - испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики; - непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное; - несоответствие между уровнем наглядно-действенных операций и словесно-логического мышления; - могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, 5 дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. 6 1.1.4. Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Программа разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Основной базой рабочей программы являются: - Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, Москва, Мозаика-синтез, 2010г; - Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко. Рабочая программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи. Цель программы: формирование у детей знаний об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов. Задачи: - Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. - Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений. - Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием. - Создание благоприятных условий для всестороннего развития всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. В соответствии с обновленными идеологическими положениями в ФГОС ДО выделяются следующие основные принципы дошкольного образования: • полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка 7 полноценным участником образовательных отношений; 8 • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • сотрудничество МАДОУ с семьей; • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 1.1.5. Принципы построения Программы • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребенка. • Принцип комплексности подразумевает взаимодействие различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач сопровождения. • Принцип «на стороне ребенка»: приоритет интересам ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса. • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его справляться с проблемами самостоятельно. • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программы. • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность. 9 • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка. Среди методологических подходов к формированию программы на современном этапе развития дошкольного образования выделяют культурноисторический, личностный и деятельностный. Культурно–исторический подход определяет развитие ребенка как «процессформирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потом в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают личностные новообразования. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Современная образовательная парадигма придерживается личностно ориентированного подхода, при котором содержание образования рассматривается как «некоторая адаптированная система ЗУНов, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности». Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: 1. социально-коммуникативное развитие; 2. познавательное развитие; 3. речевое развитие; 10 4. художественно-эстетическое развитие; 5. физическое развитие. 2.1. Описание психолого-педагогической деятельности по освоению детьми образовательных областей Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области, заявленные в ФГОС дошкольного образования. Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. 11 В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская самостоятельность – это не столько умение ребенка осуществлять определенное действие без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах. Детская инициативность и самостоятельность, безусловно, должна поддерживаться педагогом и в процессе организации других видов деятельности – трудовой, конструктивной, изобразительной и т.д. 2.2. Планируемые результаты освоения Программы Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Педагоги осуществляют мониторинг усвоения программы ребёнком по пяти образовательным областям. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в сентябре (начало учебного года), и в мае (конец учебного года). В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь: В средней группе (5 лет) 12 Различать и называть части тела животного и человека. Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора). Знать название города, где живут, улицу, номер дома. Правильно произносить все звуки. Использовать в речи существительные, обозначающие профессии. Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам. Считать в пределах 5. Отвечать на вопрос «сколько всего». Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте. Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата. Различать и называть части суток. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз). Знать правую и левую руку. В старшей группе (6лет) Различать и называть части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Понимать обобщённые слова. Правильно произносить каждое слово в предложении, чётко проговаривая окончания в словах, правильно согласовывая существительные с прилагательными и числительными; понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх-низ, правое левое, спереди - сзади). Уметь составлять рассказы-описания любимых игрушек, рассказы по сюжетной картине, понимать позу, настроение персонажей, изображённых на картине. Составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Различать понятия «много, один, по одному, ни одного. Знать размер предметов: большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий; владеть способами сравнения - приложения, наложения, составлять группы из предметов по заданным свойствам. Различать круг, треугольник, квадрат. Уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; сравнивать две группы предметов и выяснять где предметов больше, меньше, различать верх, низ, левую, правую часть, середину. Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже, знать части суток, их 13 последовательность. Называть любимую сказку, рассказывать наизусть небольшие потешки, стихотворения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, различать жанры литературных произведений. В подготовительной группе (7лет) Различать и называть части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Использовать в речи обобщённые слова, антонимы и синонимы. Строить высказывание из трех-четырех предложений, правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже. Сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин. Описывать деревья, животных, сезонные явления и т.д. Владеть счетом предметов в различном направлении и пространственном расположении (до 10). Пересчитывать и отсчитывать предметы по одному с названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Знать размер предметов: большой - маленький, высокий-низкий, длинныйкороткий, толстый-тонкий. Различать круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, пятиугольник. Уметь сравнивать две группы предметов методом приложения и наложения. Использовать понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара. Ориентироваться в тетради, понимать смысл слов: около, рядом, между, за, перед. Знать части суток, дни недели и их последовательность. Знать 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2-3 загадки. Самостоятельно или с помощью передавать содержание литературных текстов. 2.3. Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР • понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи; • понимает и выполняет элементарные словесные инструкции; • воспроизводит звуко-слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке; • выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий 14 (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); • проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; •ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.); • может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут; • составляет схематическое изображение из двух-трех частей; • создает предметные конструкции из двух-четырех деталей; • показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; • выбирает из трех предметов разной величины «самый большой»(«самый маленький»); • выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым; • воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов; • усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах; • знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); • обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности; • эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; • знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, пластилин и др.) и их свойства; • с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкальноритмические движения. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами Цель работы: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с проблемными дошкольниками. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи в работе с педагогами: − формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей; − развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей; − повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с проблемными детьми. 3.2. Особенности взаимодействия учителя–дефектолога с семьями воспитанников 15 Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений. Цель работы: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи в работе сродителями: - оказать квалифицированную поддержку родителям; - помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду; - создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; - формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми. Деятельность дефектолога в этом направлении предполагает использование разнообразных форм взаимодействия семьей, среди которых выделяют: психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом(консультации, собрания, круглые столы и т.д.); - проведение мероприятий для детей и взрослых, в том числе в форме совместного творчества (выставки, проекты); -индивидуальную работу с родителями. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с сентября по апрель (включительно). Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Группа Время занятия Средняя 20 мин. Старшая 25 мин. Подготовительная 30 мин. 16 3.3. Методы и средства реализации Программы Методы Средства Словесные методы: Устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др. Наглядные методы: Наблюдаемые объекты, явления; наглядные пособия Метод иллюстрирования Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др. Метод демонстрации Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов и др. Метод показа Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие 17 предметы, движения и др. Методы практического обучения Скороговорки, стихотворения. Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации. Дидактические, музыкально-дидактические игры. Упражнения (устные, графические, материал для двигательные (для развития общей и Различный продуктивной и мелкой моторики) и трудовые) творческой деятельности. Приучение Технические и творческие действия 3.4. Описание материально–технического обеспечения Программы В учреждении имеется кабинет учителя-дефектолога. Организовано рабочее пространство. Функциональное использование Оснащение Проведение индивидуальных, групповых видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция) Индивидуальное консультирование родителей и педагогов Реализация организационнопланирующей функции Рабочая зона - письменный стол Методическая литература Шкаф для книг, пособий, рабочих папок Материалы для диагностики Раздаточные и демонстрационные материалы Дидактические игры Игрушки Рабочие столы для проведения занятий Информационный уголок для родителей и педагогов 18 3.5. Учебно-методический комплекс - ВераксаН.Е.,КомароваТ.С., ВасильеваМ.А.«От рождения до школы» - Катаева А.А., Стребелева Е.А.«Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» - Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики - развиваем речь» - Назарова Н.М. «Специальная педагогика» - Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» - Поваляева М.А. «Настольная книга дефектолога» Понамарева И.А., ПозинаВ.А. «Формирование элементарных математических представлений» - Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)» - Шевченко С.Г.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Шипицина Л.М. «Психологическая диагностика отклонений развития детей» 19 Приложение 1 Перспективный план работы с родителями на 2023-2024 учебный год Содержание деятельности Информирование родителей о результатах проведенной диагностики Время проведения Сентябрь, май Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы Сентябрь-октябрь Выступление на родительском собрании в подготовительной группе с темой: «Выпускник со всех сторон» Выступление на родительском собрании в подготовительной группе с темой: «Скоро в школу» Обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях Оказание психолого -педагогической поддержки семьям детей посещающих детский сад Индивидуальные консультации по запросам Оформление стендовой информациидля родителей Октябрь 20 Май В течение года Приложение 2 Перспективный план работы с педагогами на 2023-2024 учебный год Содержание деятельности Организация коррекционной работы на 2023-2024 год Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с ЗПР Анализ динамики развития воспитанников Консультации по запросам Время проведения Сентябрь Ноябрь Май В течение года 21 Приложение 3 Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста Направление Задачи Развитие внимания 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. Развитие восприятия 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение Содержание коррекционноразвивающей работы -«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки» - «Назови фигуру», - «Геометрическое лото», - «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Закрась фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», - «Рисование картин, состоящих из 22 4) развивать восприятие длительности временного интервала 5) развивать представление о частях суток 6) развивать представления о временах года 7) развивать пространственные представления 8) развивать наблюдательность геометрических фигур», - «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». - «Дорисуй фигуры», - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» - «Радужный хоровод», - «Уточним цвет предметов (вариативность)», - «Цветное лото», - «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). - «Рассматривание часов, движения секундной стрелки», - «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)», - «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». - Беседа по картинкам (части суток), - «Разложи картинки», - «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», - «Угадай время года по описанию (вариативность)», - Отгадывание загадок о временах года - Заучивание стихотворений, - Беседа о временах года, - «Назови время года» - «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», - «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» - «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», - «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» - «Посмотри и найди предметы круглой формы», - «Кто больше назовёт?», 23 - «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» Развитие мышления Развитие памяти 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности развивать Развитие воображения воображение и и творческих творческие способностей способности Развитие тонкой моторики развивать тонкую моторику рук - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок. - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), - «Смотри и делай». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой-либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам», - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), - «Что будет, если …» - Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг 24 рук к другу и т. д. - Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. - Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.