Рабочая программа учителя-дефектолога МАДОУ детский сад №13 Журавушка Рогожиной А.А. на 2023-2024 уч.г

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка»
Протокол от «30 » августа 2023 г. № 174-Д

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
МАДОУ детский сад № 13
«Журавушка» Л.В. Густокашина
Приказ от «30» августа 2023 г. № 174-Д

Рабочая программа учителя - дефектолога
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 13 «Журавушка»
Невьянского городского округа
(МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка»)
Срок реализации программы: 2023-2024 уч. год

Учитель – дефектолог: Рогожина А.А.

Невьянск 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка… ...........................................................................3
1.1.1. Особенности развития детей с задержкой психического развития ........ 4
1.1.2. Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет
с задержкой психического развития ................................................................. 5
1.1.3. Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет
с задержкой психического развития .................................................................. 5
1.1.4. Содержание деятельности по психолого-педагогическому
сопровождению образовательного процесса ..................................................... 6
1.1.5. Принципы построения Программы ......................................................... 7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание психолого-педагогической деятельности по освоению детьми
образовательных областей .................................................................................. 9
2.2. Планируемые результаты освоения Программы ...................................... 11
2.3. Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР ......................... 14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ......... 16
3.2. Особенности взаимодействия учителя–дефектолога с семьями
воспитанников ................................................................................................... 16
3.3. Методы и средства реализации Программы .............................................. 18
3.4. Описание материально–технического обеспечения Программы ............ 20
3.5. Учебно-методический комплекс ................................................................ 21
Приложение 1. Перспективный план работы с родителями на 2023-2024
учебный год ........................................................................................................ 22
Приложение 2. Перспективный план работы с педагогами на 2023-2024
учебный год ........................................................................................................ 23
Приложение 3. Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста .........24

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми
среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья
детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологопедагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения
качества образования в современном детском саду.
Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления
психического здоровья воспитанников дошкольной образовательной
организации, учитель -дефектолог включается в образовательный процесс, во
все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные
взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Рабочая

программа учителя-дефектолога

МАДОУ

детский

сад №13

«Журавушка» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 –ФЗ (ред.от 07. 05 2013 с
изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании
Российской Федерации»
• Типовое положение о МДОУ от 27 10.2011 № 2562 «Об утверждении
Типового положения о дошкольном образовательном учреждении
• Санитарно–эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
2.4.1.3049-13 №26 от 15.05.2013 г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013года №1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.
2013 г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам– образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от28.12.2010г. №2106 «Об утверждении и введении действие федеральных

3

требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
07.06.2013г.№ ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании
детей»
1.1.1. Особенности развития детей с задержкой психического развития
У детей данной категории все основные психические ново образования
возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное
своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных
и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная
неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных
поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм
поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости,
утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе задержки
психического развития (ЗПР) – органическое заболевание ЦНС.
Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и
переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
С помощью взрослых они могут выполнять предлагаемые ими
интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.
У одних на первый план выступает замедленность становления
эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции
поведения. Эти дети с различными формами инфантилизма. У этих детей
задержано формирование личностной готовности к обучению. Дети не умеют
планировать и контролировать свои действия, учебная мотивация низкая
(ориентируются только на данные органов чувств), не умеют слушать
другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
При других формах задержки психического развития преобладает
задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности: более
низкий уровень развития восприятия; недостаточная продуктивность
произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления;
речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон
речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической и особенно
связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с
недоразвитием фонематического анализа.
4

1.1.2. Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет
с задержкой психического развития
- низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально
Развивающимися сверстниками);
- отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая
концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти
над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по
сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
- выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии
Познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
- нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто
не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не
всегда на ходят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого
проверить выполненную работу;
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие
пользуются простой фразой.
1.1.3. Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет
с задержкой психического развития
- ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и
психофизического развития;
- не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти
в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика – в школе он
будет играть, а не учиться;
- отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности.
Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к
длительным интеллектуальным усилиям;
- не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
- испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие
мелкой моторики;
- непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
- несоответствие между уровнем наглядно-действенных операций и
словесно-логического мышления;
- могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми,
5

дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

6

1.1.4.
Содержание деятельности по психолого-педагогическому
сопровождению образовательного процесса
Программа разработана с целью психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста.
Основной базой рабочей программы являются:
- Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А.Васильевой, Москва, Мозаика-синтез, 2010г;
- Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе
детей с ЗПР С.Г. Шевченко.
Рабочая
программа,
согласно
федеральному
государственному
образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы: формирование у детей знаний об окружающем мире с
опорой на жизненный опыт ребенка, развитие элементарных математических
представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
- Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и
координации психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы
дефектолога в соответствии с программным содержанием.
- Создание благоприятных условий для всестороннего развития всех
психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов
дошкольников.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов,
которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к
сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
В соответствии с обновленными идеологическими положениями в ФГОС
ДО выделяются следующие основные принципы дошкольного
образования:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
7

полноценным участником образовательных отношений;

8

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество МАДОУ с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
1.1.5. Принципы построения Программы
• Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе
безоговорочного признания его уникальности и ценности.
• Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование
гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих
ценностях методов психологического взаимодействия.
• Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой
помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению
возникновения проблемных ситуаций.
• Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов
в пользу современных научных методов диагностики, коррекции
развития личности ребенка.
• Принцип комплексности подразумевает взаимодействие различных
специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач
сопровождения.
• Принцип «на стороне ребенка»: приоритет интересам ребенка,
обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников
образовательного процесса.
• Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не
решить проблемы за ребенка, а научить его справляться с проблемами
самостоятельно.
•
Принципы коллегиальности
и диалогового
взаимодействия
обуславливают совместную деятельность субъектов психологического
сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного
уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе
реализации программы.
• Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение
носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность.
9

• Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов
психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора
с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Среди методологических подходов к формированию программы на
современном этапе развития дошкольного образования выделяют культурноисторический, личностный и деятельностный.
Культурно–исторический подход определяет развитие ребенка как
«процессформирования человека или личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для
человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не
содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»
Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит,
прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение
структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка
главным образом происходит за счет его личностного развития. В
дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а
потом в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном
непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку
деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она
будет оказывать на него развивающее воздействие.
Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением
как движущую силу психического развития ребенка. В каждом
возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают
новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают
личностные новообразования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Современная образовательная парадигма придерживается личностно
ориентированного подхода, при котором содержание образования
рассматривается как «некоторая адаптированная система ЗУНов, опыта
творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру,
усвоение которой обеспечивает развитие личности».
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие образовательные области:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
10

4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
2.1. Описание психолого-педагогической деятельности по освоению
детьми образовательных областей
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все
образовательные области, заявленные в ФГОС дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие предполагает становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
11

В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется
поддержка инициативы и самостоятельности детей. Под самостоятельной
деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в
условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной
среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по
интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или
действовать индивидуально. Детская самостоятельность – это не столько
умение ребенка осуществлять определенное действие без помощи
посторонних и
постоянного
контроля со
стороны
взрослых,
сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и
находить их решения в социально приемлемых формах.
Детская инициативность и самостоятельность, безусловно, должна
поддерживаться педагогом и в процессе организации других видов
деятельности – трудовой, конструктивной, изобразительной и т.д.
2.2. Планируемые результаты освоения Программы
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение
Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.
Педагоги осуществляют мониторинг усвоения программы ребёнком по пяти
образовательным
областям.
Форма
проведения
мониторинга
преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребёнка в
различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ
продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы,
организуемые педагогом.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в сентябре
(начало учебного года), и в мае (конец учебного года).
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети
должны уметь:
В средней группе (5 лет)
12

 Различать и называть части тела животного и человека.
 Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах,
переходить только на зелёный сигнал светофора).
 Знать название города, где живут, улицу, номер дома.
 Правильно произносить все звуки.
 Использовать в речи существительные, обозначающие профессии.
 Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по
сюжетной картине, игрушке, предметам.
 Считать в пределах 5.
 Отвечать на вопрос «сколько всего».
 Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в
возрастающем порядке по длине, высоте.
 Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата.
 Различать и называть части суток.
 Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад,
вверх, вниз).
 Знать правую и левую руку.
В старшей группе (6лет)
 Различать и называть части предметов, качества, особенности поверхности,
некоторые материалы и их свойства. Понимать обобщённые слова.
Правильно произносить каждое слово в предложении, чётко проговаривая
окончания в словах, правильно согласовывая существительные с
прилагательными и числительными; понимать значение предлогов и слов,
выражающих пространственные отношения предметов (верх-низ, правое левое, спереди - сзади).
 Уметь составлять рассказы-описания любимых игрушек, рассказы по
сюжетной картине, понимать позу, настроение персонажей, изображённых на
картине.
 Составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные
предметы.
 Различать понятия «много, один, по одному, ни одного. Знать размер
предметов: большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий,
толстый-тонкий; владеть способами сравнения - приложения, наложения,
составлять группы из предметов по заданным свойствам. Различать круг,
треугольник, квадрат. Уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
сравнивать две группы предметов и выяснять где предметов больше, меньше,
различать верх, низ, левую, правую часть, середину.
 Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже, знать части суток, их
13





















последовательность.
Называть любимую сказку, рассказывать наизусть небольшие потешки,
стихотворения.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, различать жанры
литературных произведений.
В подготовительной группе (7лет)
Различать и называть части предметов, качества, особенности поверхности,
некоторые материалы и их свойства. Использовать в речи обобщённые слова,
антонимы и синонимы.
Строить высказывание из трех-четырех предложений, правильно
согласовывать существительные с прилагательными и числительными в
роде, числе и падеже.
Сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии
последовательных картин.
Описывать деревья, животных, сезонные явления и т.д.
Владеть счетом предметов в различном направлении и пространственном
расположении (до 10). Пересчитывать и отсчитывать предметы по одному с
названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?».
Знать размер предметов: большой - маленький, высокий-низкий, длинныйкороткий, толстый-тонкий.
Различать круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, пятиугольник.
Уметь сравнивать две группы предметов методом приложения и наложения.
Использовать понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один,
пара.
Ориентироваться в тетради, понимать смысл слов: около, рядом, между, за,
перед.
Знать части суток, дни недели и их последовательность.
Знать 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2-3 загадки.
Самостоятельно или с помощью передавать содержание литературных
текстов.
2.3. Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР
• понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной
речи;
• понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
• воспроизводит звуко-слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из
открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
• выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;
участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий
14

(воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
• проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
•ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки,
помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
• может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;
• составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
• создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
• показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных
цвета и две-три формы;
• выбирает из трех предметов разной величины «самый большой»(«самый
маленький»);
• выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному
взрослым;
• воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
• усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
• знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето
и зима) и части суток (день и ночь);
• обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности;
• эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее
процессу и результатам;
• знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы
(карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, пластилин и др.) и их
свойства;
• с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкальноритмические движения.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами
Цель работы: формирование толерантного отношения, поведения, развития
коммуникативных
навыков
во
взаимодействии
с
проблемными
дошкольниками.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи в работе с
педагогами:
− формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние,
переживания, личностные особенности проблемных детей;
− развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
− повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах
взаимодействия с проблемными детьми.
3.2. Особенности взаимодействия учителя–дефектолога с семьями
воспитанников
15

Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения
родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс
детского сада как участников образовательных отношений.
Цель работы: создание в детском саду необходимых условий для развития
ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников,
обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение
компетентности родителей в области воспитания.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи в работе
сродителями:
- оказать квалифицированную поддержку родителям;
- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка
семейную среду;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении
ребёнка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Деятельность дефектолога в этом направлении предполагает использование
разнообразных форм взаимодействия семьей, среди которых выделяют:
психолого-педагогическое
просвещение
родителей,
обмен
опытом(консультации, собрания, круглые столы и т.д.);
- проведение мероприятий для детей и взрослых, в том числе в форме
совместного творчества (выставки, проекты);
-индивидуальную работу с родителями.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с сентября по апрель
(включительно).
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Группа

Время занятия

Средняя

20 мин.

Старшая

25 мин.

Подготовительная

30 мин.

16

3.3. Методы и средства реализации Программы
Методы

Средства

Словесные методы:

Устное или печатное слово:

рассказ,
объяснение,
беседа,
разъяснение,
поручение,
анализ
ситуаций,
обсуждение,
увещевание, работа с книгой

Фольклор: песни, потешки, заклички,
сказки,
пословицы,
былины;
поэтические и
прозаические
произведения
(стихотворения,
литературные
сказки,
рассказы,
повести и
др.); скороговорки, загадки и др.

Наглядные методы:

Наблюдаемые объекты,
явления;
наглядные пособия

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок,
рисунков, изображений, символов,
иллюстрированных
пособий:
плакатов,
картин, карт, репродукций, зарисовок
и др.

Метод демонстрации

Связан с демонстрацией объектов,
опытов,
мультфильмов, кинофильмов и др.

Метод показа

Различные действия и движения,
манипуляции
с
предметами,
имитирующие

17

предметы,

движения и др.
Методы практического обучения

Скороговорки, стихотворения.
Музыкально-ритмические движения,
этюды-драматизации. Дидактические,
музыкально-дидактические игры.
Упражнения (устные, графические,
материал
для
двигательные (для развития общей и Различный
продуктивной и
мелкой моторики) и трудовые)
творческой деятельности.
Приучение
Технические и творческие действия
3.4. Описание материально–технического обеспечения Программы
В учреждении имеется кабинет учителя-дефектолога. Организовано рабочее
пространство.
Функциональное использование

Оснащение

Проведение
индивидуальных,
групповых
видов
работ
с
дошкольниками
(диагностика,
коррекция)
Индивидуальное консультирование
родителей и педагогов
Реализация
организационнопланирующей функции

 Рабочая зона - письменный стол
 Методическая литература
 Шкаф для книг, пособий,
рабочих папок
 Материалы для диагностики
 Раздаточные

и

демонстрационные материалы
 Дидактические игры
 Игрушки
 Рабочие столы для проведения
занятий
 Информационный уголок для
родителей и педагогов

18

3.5. Учебно-методический комплекс
- ВераксаН.Е.,КомароваТ.С., ВасильеваМ.А.«От рождения до школы»
- Катаева А.А., Стребелева Е.А.«Дидактические игры в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии»
- Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики - развиваем речь»
- Назарова Н.М. «Специальная педагогика»
- Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
- Поваляева М.А. «Настольная книга дефектолога»
Понамарева
И.А.,
ПозинаВ.А.
«Формирование
элементарных
математических представлений»
- Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с задержкой психического
развития (старший дошкольный возраст)»
- Шевченко С.Г.«Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития»
- Шипицина Л.М. «Психологическая диагностика отклонений развития
детей»

19

Приложение 1
Перспективный план работы с родителями
на 2023-2024 учебный год
Содержание деятельности
Информирование родителей о результатах
проведенной диагностики

Время проведения
Сентябрь, май

Обсуждение с родителями задач,
содержания и форм работы

Сентябрь-октябрь

Выступление на родительском собрании в
подготовительной группе с темой:
«Выпускник со всех сторон»
Выступление на родительском собрании в
подготовительной группе с темой: «Скоро в
школу»
Обучение родителей элементам
коррекционно-развивающей работы с детьми
в домашних условиях
Оказание психолого -педагогической
поддержки семьям детей посещающих
детский сад
Индивидуальные консультации по запросам
Оформление стендовой информациидля
родителей

Октябрь

20

Май
В течение года

Приложение 2
Перспективный план работы с педагогами
на 2023-2024 учебный год
Содержание деятельности
Организация коррекционной работы
на 2023-2024 год
Психолого-педагогические условия
подготовки к обучению в школе
детей с ЗПР
Анализ динамики развития
воспитанников
Консультации по запросам

Время проведения
Сентябрь
Ноябрь
Май
В течение года

21

Приложение 3
Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста
Направление

Задачи

Развитие
внимания

1) развивать
способность к
переключению
внимания;
2) развивать
концентрацию
внимания;
3) развивать
произвольное
внимание;
4) развивать объём
внимания;
5) развивать
произвольное
внимание.

Развитие
восприятия

1) развивать
восприятие
геометрических
фигур
2) развивать
точность
восприятия
3) развивать
цветоразличение

Содержание коррекционноразвивающей работы
-«Хлопни в ладоши, если услышишь
слово, обозначающее животное»
(растения, обувь и т.д.);
- «Встань, если услышишь слово,
обозначающее растение» (одежда,
транспорт и т. д.);
- «Хлопни в ладоши, если услышишь
слово, обозначающее животное;
встань, если услышишь слово,
обозначающее растение».
- «Найди отличия»,
- «Что неправильно?»,
- «Что задумал художник?»,
- «Что недорисовано?»
- «Нарисуй 10 треугольников, закрась
красным карандашом 3 и 5
треугольники» и т. д.
- «Расставь точки на своей карточке
так, как ты видел»,
- «Найди пару», «Найди такой же».
- «Раскрась фрукты» (как только
проявляется небрежность, работа
прекращается),
- «Копирование образца»,
- «Найди такой же предмет»,
- «Рисую палочки»,
- «Расставь значки»
- «Назови фигуру»,
- «Геометрическое лото»,
- «Нарисуй фигуру, которую я
назову»,
- «Закрась фигуры»,
- «Из каких фигур состоит предмет?»
(вариативность),
- «Составь целое из частей (с
геометрическими фигурами)
(вариативность)»,
- «Рисование картин, состоящих из
22

4) развивать
восприятие
длительности
временного
интервала
5) развивать
представление о
частях суток
6) развивать
представления о
временах года
7) развивать
пространственные
представления
8) развивать
наблюдательность

геометрических фигур»,
- «Кто больше найдет в группе
предметов треугольной, круглой
формы, в форме куба и т.д.».
- «Дорисуй фигуры»,
- «Угадай, что хотел нарисовать
художник?»
- «Радужный хоровод»,
- «Уточним цвет предметов
(вариативность)»,
- «Цветное лото»,
- «Найди 5 предметов одного цвета»
(вариативность).
- «Рассматривание часов, движения
секундной стрелки»,
- «Посиди тихо и встань, когда минута
закончится (по мнению ребёнка)»,
- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу
на полоски (заранее разлинованные
листы бумаги, ширина полос – 3 см;
нарисуй фигуры; сложи палочки в
коробку и т.д.)».
- Беседа по картинкам (части суток),
- «Разложи картинки»,
- «Я начну, ты продолжай, дни недели
называй!»,
- «Угадай время года по описанию
(вариативность)»,
- Отгадывание загадок о временах года
- Заучивание стихотворений,
- Беседа о временах года,
- «Назови время года»
- «Покажи правую, левую руку, ногу
ухо и т.д.»,
- «Где сидит мишка? Какая игрушка
стоит перед (слева, справа, позади)
мишкой? И т. д.»
- «Нарисуй в центре круг, справа
треугольник и т. д.»,
- «Расскажи, где, какая игрушка
стоит?»
- «Посмотри и найди предметы
круглой формы»,
- «Кто больше назовёт?»,
23

- «Назови все предметы, которые были
«спрятаны»»
Развитие
мышления

Развитие
памяти

1) развивать
мыслительные
процессы:
обобщение,
отвлечение,
выделение
существенных
признаков
2) развивать
гибкость ума и
словарный запас
3) развивать
сообразительность
1) увеличивать
объём памяти в
зрительной,
слуховой и
осязательной
модальностях
2) развивать приёмы
ассоциативного и
опосредованного
запоминания
предметов в
процессе игровой и
непосредственно
образовательной
деятельности

развивать
Развитие
воображения воображение и
и творческих творческие
способностей способности

Развитие
тонкой
моторики

развивать тонкую
моторику рук

- «Расставь по порядку (от самого
большого к самому маленькому и т.
д.)»,
- «Четвёртый лишний»,
- «Найди отличия».
- «Назови слова, обозначающие
деревья; слова, относящиеся к спорту
и т. д.»
- «Как это можно использовать?»,
- «Говори наоборот»,
- «Бывает – не бывает»,
- Загадывание загадок.
- «Посмотри внимательно на фигуру,
запомни и сделай такую же»
(выкладывание из палочек одного
цвета или нескольких цветов),
- «Я положил в мешок» (первый игрок
называет слово, второй повторяет
предыдущее слово и называет своё
и т д.),
- «Смотри и делай».
- «Пиктограмма» (запоминание слов и
фраз),
- «Перескажи сказку (небольшой
рассказ)», беседа по произведению с
уточняющими вопросами,
- «10 слов» (запоминание слов с
использованием смысловой системы:
связывание слов в один сюжет)
- «Пантомима» (изобразить жестами,
мимикой какой-либо предмет),
- «Дорисуй»,
- «Рисование по точкам»,
- «Комбинирование» (рисование или
конструирование предметов из
геометрических фигур),
- «Что будет, если …»
- Комплекс № 1 (гимнастический):
выпрямление кисти, сжимание
пальцев, присоединение пальцев друг
24

рук

к другу и т. д.
- Комплекс № 2 (рисуночный):
«Обведи контур», «Угадай, кто я»,
«Самолёты за облаками» и т. д.
- Комплекс № 3 (развитие тонкой
моторики пальцев рук): «Гребешок»,
«Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».