Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 13 "Журавушка"
Описание образовательной программы
Основная образовательная
программа МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка» разработана на основе Конституции
РФ и законодательства РФ, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в
соответствии с требованиями и содержанием Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и
Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО),
разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября
2022 г., регистрационный № 70809), https://docs.edu.gov.ru/document/id/3571
Программа ориентирована на воспитанников от 1,5 года до 7
лет, в том числе детей с ОВЗ.
Программа является нормативно - управленческим документом образовательного
учреждения, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования; обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
(п.2.1 ФГОС ДО); формируется как программа психолого- педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).
Программа включает
три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
включает в себя пояснительную записку, в нем представлены цели, задачи,
принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы
в младшем, среднем дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения
Программы.
Пояснительная
записка раскрывает: Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Содержательный
раздел Программы включает описание: ‒ задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания; ‒ вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов; ‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и
культурных практик; ‒ способов поддержки детской инициативы; ‒ особенностей
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; ‒
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей, раскрыты направления работы с семьёй, этапы работы педагогов с
родителями и организация работы с семьями, имеющими ребёнка с тяжелыми
нарушениями речи.
Содержательный
раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и
направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание: ‒ психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы; ‒ организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС); ‒ материально-техническое
обеспечение Программы; ‒ обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания. В разделе представлен календарный план воспитательной
работы.
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и
обеспечивает:
‒
воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как
гражданина Российской Федерации, формирование
основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту
содержании доступными средствами;
‒
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой
Родины;
‒
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения
до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений
программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы,
технологии, авторские разработки), отобранные с учетом приоритетных
направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции
нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.